В ряде западных стран нарастают как снежный ком экономические проблемы
Сейчас, когда очередная острая фаза греческого кризиса прошла, западная пресса стала все больше внимания уделять тому факту, что плохи дела с экономикой не только у эллинов. В последние недели все чаще говорят о кризисе и в таких всегда благополучных развитых странах, как Финляндия, Канада и Австралия.
Эти страны даже в самый разгар финансового кризиса 2008 года казались образцом устойчивости и примером того, как должны справляться с проблемами развитые, сбалансированные экономики. Но, похоже, кризис, наконец, добрался и до них.
Особенно удивляет появление в этом списке Канады, которая, во-первых, находится по соседству с США и состоит с ней в особых торговых и экономических отношениях; а во-вторых, у этой североамериканской страны достаточно мощная экономика для участия во всевозможных элитных клубах самых развитых стран планеты (G7, G20 и т.д.).
Канадский доллар сейчас упал до шестилетнего минимума, а канадский центробанк - Bank of Canada второй раз в этом году понизил учетную ставку, теперь до рекордно низкого уровня – 0,5%, пытаясь дать стимул затормозившей экономике. Экономические и финансовые проблемы усугубляет неясное политическое будущее, потому что страна движется к парламентским выборам.
«Развитие глобальной экономики разочаровывает,- заявил директор центробанка Стивен Полоз на пресс-конференции в Оттаве, посвященной снижению учетной ставки.- Канадская экономика претерпевает значительные и сложные изменения».
Читая заявление главного канадского банкира, следует иметь в виду, что он так же, как остальные высокопоставленные чиновники, старается не употреблять слово «рецессия», в которую, по всеобщему мнению, вошла Канада.
Специалисты считают, что в экономических проблемах во многом виноват премьер-министр Стивен Харпер. Точнее, его экономическая политика, которая, как уверены многочисленные критики власти, не работает.
Сам Харпер с помощниками винит в слабости канадской экономики низкие цены на нефть и другие внешние факторы и обещает ответить на усложнение экономической обстановки жесткой фискальной дисциплиной.
Большинство экономистов, особенно, независимых, с властями не согласны. Они считают, что во многих бедах канадской экономики виновато правительство, допустившее немало грубых ошибок. В частности, экономисты указывают на преждевременный отказ от фискального стимулирования, которое помогло Канаде довольно легко пережить кризис 2008 года. Правительство закрыло программу стимулирования, посчитав, что снижение дефицита бюджета важнее. Посчитало плохо, потому что просчиталось, и теперь вынуждено пожинать плоды своей же спешки.
Тяжелее всего в последние годы пришлось обрабатывающей промышленности, потому что основные инвестиции шли в процветающий нефтегазовый сектор. Канадский доллар резко окреп и осложнил жизнь экспортерам товаров и услуг.
Правительство уделяло слишком много внимания энергетическому комплексу. Здесь уместно вспомнить идею Стивена Харпера превратить Канаду в «энергетическую супердержаву». Расплачиваться за эту ошибку теперь придется долго.
Похожие проблемы у Австралии. Падение цен на сырье может превратить Зеленый континент в новую Грецию, горько шутят австралийцы. О приближении кризиса стало ясно в июне, когда Джина Райнхарт, самая богатая жительница Австралии, огорошила австралийцев, предъявив своим рабочим ультиматум: или 10-процентное сокращение зарплат, или массовые увольнения.
Сама Джина Райнхарт резко обеднела за последний год, когда цены на сырье начали снижаться. Ее состояние, составлявшее три года назад 30 млрд. долларов, уменьшилось сейчас до 19 млрд.
Резкое уменьшение состояния самой богатой австралийки - проявление больших проблем, перед которыми оказалась сейчас Австралия. Все завидовали Австралии с ее неисчерпаемыми полезными ископаемыми в недавние годы сырьевого «суперцикла», когда китайская экономика требовала от нее все больше и больше полезных ископаемых и сырья для своей бурно развивающейся промышленности. В годы сырьевого бума Австралия была похожа на Саудовскую Аравию. В то время, как вся планета страдала от последствий мирового глобального кризиса, австралийская экономика, тесно связанная с китайской, процветала.
Сейчас, когда китайская экономика резко замедлила ход и уже не нуждается в австралийском сырье в таких огромных количествах, наступило жестокое отрезвление. Сейчас экономика Австралии очень похожа на нефтедолларовые экономики стран Персидского залива только без имеющихся у них золотовалютных резервов.
Резкое падение цен на железную руду и уголь показало всю уязвимость австралийской экономики. Вместо профицита торгового баланса у Австралии сейчас дефицит, который составил в прошлом году 4,14 млрд. долларов. Резкое падение поступлений от экспорта легко объяснимо. Сейчас тонна железной руды стоит ок. 50 долларов, а в 2011 году она составляла 180 долларов. Четыре года назад уголь стоил 150 долларов за тонну, а сейчас менее 60. Естественно, такое падение цен на полезные ископаемые не могло пройти бесследно для экономики, которая в 2012 году на 65% зависела от сырья.
По словам австралийского экономиста Стивена Кукуласа, долги Австралии выросли до рекордных 955 млрд. долларов и составляют сейчас почти 60% от ВВП страны.
Со схожими во многом проблемами столкнулась и ориентированная на экспорт экономика Финляндии. Со дня на день Хельсинки должны получить 1,35 млрд. евро из European Globalization Adjustment Fund, чтобы решить ряд социально-экономических проблем. Например, помочь найти новую работу 568 рабочим, уволенным из электрической компании Broadcom Communications.
Broadcom изготавливает множество деталей для сотовых телефонов. Этот сектор более десятилетия был ведущим в финской экономике. Сейчас же он переживает не лучшие времена.
Экономисты прогнозируют в этом году рецессию на уровне 0,5%. Экономическое производство снизилось в первом квартале почти на 5%, а безработица достигла 10,1%. Особенно плохи дела у флагмана финской экономики – Nokia. Достаточно вспомнить очень крупные увольнения рабочих в 2011 году.
Еще недавно электроника давала более 20% финского экспорта. Сейчас эта цифра сократилась вдвое. Финны очень большие надежды возлагают на недавнюю 17-милилардную сделку с Alcatel-Lucent.
80% финского экспорта были ориентированы на европейский рынок, дела в котором ненамного лучше, чем в самой Финляндии. За последние 7 лет внешний долг Финляндии, бывший еще не так давно очень низким, почти удвоился – с 28 до 47%. Не удивительно, что в октябре 2014 года Standard and Poor’s понизило наивысший кредитный рейтинг Финляндии, которым очень гордились финны, до AA+. Fitch сделал то же самое в марте этого года.
Что делать, в Финляндии толком не понимают. Страна, между тем, быстро стареет. Социальное обеспечение и пенсии, составляющие почти 50% от зарплат, очень высоки, особенно, в свете тяжелого экономического положения. Сейчас планируется повышение возраста выхода на пенсию с 63 до 65 лет. Экономисты говорят о том, что страну Суоми могла бы спасти девальвация валюты, чтобы повысить конкурентоспособность традиционных экспортных товаров. Но это в рамках еврозоны невозможно.
Этот список можно пополнить и некоторыми другими странами на всех континентах, сложность экономических проблем которых варьируется от долгового кризиса до рецессии. Кто станет следующей «Грецией», покажет время.
expert Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|