Начавшийся в середине июня обвал на фондовом рынке Китая даже не пытается остановиться. Один из ключевых китайских индексов CSI300 упал уже более чем на 20% с годового максимума в феврале. В четверг, 2 июля, ключевые индексы упали еще почти на 6%. Согласно опросу Bank of America Merrill Lynch, 70% управляющих глобальными фондами считают, что на китайском рынке надулся «пузырь».
Еще один повод для беспокойства – это признаки кредитного пузыря в Китае наподобие того, который выстрелил в США в 2008 году. Проблемы в китайской экономике по возможным последствиям кратно превосходят греческие.
http://vz.ru/economy/2015/7/2/754017.html
Еще один повод для беспокойства – это признаки кредитного пузыря в Китае наподобие того, который выстрелил в США в 2008 году. Проблемы в китайской экономике по возможным последствиям кратно превосходят греческие.
http://vz.ru/economy/2015/7/2/754017.html
Не самое лучшее время. Но уж так совпало. Меня во всем этом удивляет лишь реакция американских СМИ. О том, что где-то есть долговой пузырь, они соображают, только когда он уже назрел, а то и вообще лопнул. А до того они куда смотрят?
Что касается Китая, то экономика, основанная в базе на ссудном проценте, без пузырей существовать не может в принципе. В виду огромности своих размеров и абстрактности контрольных индикаторов, она спохватывается лишь тогда, когда точка равновесия пройдена.
В сущности, механизм выглядит просто большим массивным маятником. Когда он начинает движение из крайней точки, кажется, что тут только вкладывай и вкладывай деньги, копай глубже, кидай дальше, отдыхай пока летит. Причем качество вложений оценивается в первую очередь по единственному индикатору - темпам роста ВВП. Деньги, вложенные сегодня, оборачиваются ростом спроса завтра. А чем больше спрос, тем больше денег можно вложить на следующей итерацией, и, следовательно, тем больше заработать. Это создает ощущение, что цена вкладываемых денег не важна. Все равно завтра спрос опять вырастет и тем компенсирует любые издержки. Правильность стратегии подтверждается размером роста ВВП. Точнее, его темпом.
И так шаг за шагом. Масса маятника (размер ВВП и сумма вложенных в него денег) растет все быстрее, скорость качения - тоже. А размер экономики и ее многоукладность в конечном счете не позволяет даже в первом приближении рассчитать тот момент, когда все окупающий итерационный рост спроса начнет замедляться. Тут ведь превалирует догмат превосходства силы. Ну и что, что рынок начал сжиматься? Я сильнее, круче, умнее, развитее и моя рыночная доля больше. Так что это проблема аутсайдеров, а на мне оно не скажется. Я даже выиграю. В результате, считают исходя из положения сейчас, а вкладываются из расчета, что вложения должны будут вернуться в будущем. Хотя каким оно будет к тому моменту, не понимает никто.
Потому, точка равновесия уже проскакивается, а участники рынка продолжают вкладывать и вкладывать так, словно впереди еще совсем безоблачное небо. Все ожидают прибыли, хотя на самом деле система уже несет убытки. Товары все чаще не находят сбыта. Залитые в систему дорогие деньги все сильнее замедляют бег всего маятника в целом. Он начинает постепенно останавливаться. С него в небытие падают разорившиеся и испаряются деньги. В конце - концов он останавливается полностью. Кризис. И все начинается сначала. Чтобы добежав до противоположной точки остановиться опять. Чтобы потом побежать в обратную сторону. Потому, что это система.
Так вот, экономика Китая, не смотря на некоторую ее специфику, в принципе ничем принципиальным не отличается от любой другой. В ее основе лежит тот же самый ссудный процент. Просто потому, что ничего лучше в мире еще не придумано. Всяких разговоров на счет альтернативных механизмов хозяйствования, лишенных принципиальных недостатков системы ссудного процента, море, но хотя бы более менее годного для практического применения нет ничего. По этому высоченный темп роста китайского ВВП не может длиться вечно. Его драйверы со временем выдыхаются, а заменить их нечем. Рано или поздно остановиться , передохнуть и осмотреться должна абсолютно любая экономика. В том числе - китайская.
Другой вопрос, что "серьезные финансовые СМИ" почему-то вспоминают об этом с очень большим опозданием. На много позже того момента, когда маятник вплотную подходит к нижней точке траектории. Что-то мне подсказывает, в конце концов мы снова придем к плановой экономике.