Ранее на этой неделе стало известно, что объем проблемных кредитов в Китае неожиданно резко вырос, достигнув 983 млрд юаней. Официальные данные говорят о том, что доля таких кредитов составляет 1,39%, но ситуация может быть значительно хуже.
Цифры по проблемным кредитам могут быть сильно занижены. В Fitch отмечают, что определение истинных масштабов осложняется рядом факторов, поэтому получить реальные данные крайне сложно. Но, скорее всего, и эта статистика не отражает реальности, как это неоднократно было с ростом промышленности и ВВП.
Практически невозможно определить, какой объем традиционных кредитов в банках Китая находится в состоянии просрочки, поскольку существует "централизованное управление просроченной задолженностью". Проще говоря, правительство может влиять на решения банков, когда дело доходит до пролонгации проблемных кредитов.
Очень часто регуляторы стимулируют банки пролонгировать кредиты, чтобы поддержать экономику. Это явление развито в Китае, но редко встречается на развитых рынках, поскольку идет вразрез с прицепом строго пруденциального надзора. Кроме того, в некоторых случаях китайские регуляторы просто стимулируют банки кредитовать даже потенциально рискованных заемщиков.
Если банк предоставляет дополнительное финансирование и требует большего объема залога из-за возросших рисков, воздействие этих рисков, связанных с заемщиком, не позволяет признавать кредит неработающим.
Уровень раскрытия информации о корпоративных дефолтах (или состоянии, близком к этому) крайне низок, и большая часть этих данных вообще не попадает в открытые источники.
Другими словами, нет никакого способа узнать, насколько велико влияние Пекина в пролонгации кредитов. И это весьма опасно, так как вполне возможно, что ощутимая доля токсичных кредитов принудительно подверглась реструктуризации и они никогда не попадут в официальную статистику по неработающим кредитам.
Эксперты Fitch проанализировали отчетность банков и пришли к выводу, что китайские банки имеют поразительно похожие показатели по неработающим кредитам, несмотря на большие различие в риск-менеджменте, системной значимости, различных уровнях инвестиций и т. п.
Очевидно, что коэффициент достаточности капитала у государственных банков должен быть лучше, так как они имеют доступ к более высококачественному рынку капитала.
Кроме того, есть большие различия в классификации проблемных кредитов в китайских банках. Например, кредиты с просрочкой более трех месяцев не всегда определяют в Китае как проблемные. Из-за этого объем резервов значительно ниже, чем он должен быть.
К концу 2014 г. общее покрытие рисков в секторе упало до 232% по сравнению с 283% годом ранее. При этом объем неработающих кредитов вырос с 1% до 1,25%. Если же включить сюда потенциально проблемные кредиты, то показатель упадет до 66,5%.
Это означает, что резервы банков Китая на покрытие возможных потерь, которые составляли 2,9% от общего объем кредитов к концу 2014 г., являются недостаточными для неработающих кредитов (1,25% от общей кредитной массы) и потенциально проблемных кредитов (3,1%).
Но в конечном итоге все это не имеет значения, так как "плохие" активы просто передаются в компании по управлению активами, где они, пройдя через небанковские учреждения, классифицируются в качестве дебиторской задолженности и являются внебалансовым финансированием.
В результате около 40% кредитных рисков вообще никак не касаются традиционных кредитов, поэтому официальные данные по неработающим кредитам бессмысленны.
Еще в 1999 г. были созданы четыре крупные компании по управлению активами, которым были переданы "плохие" активы на 1,4 трлн юаней по номинальной стоимости от 5 крупнейших банков Китая. В последние годы передача таких активов в подобные компании усилилась, также как все большее число банков попали под давление с целью передачи активов.
Кроме того, существует еще большой объем неформальных кредитов, которые даже не получается классифицировать. Обычно в балансе они отражаются в качестве финансовых активов, удерживаемых в рамках соглашений РЕПО или инвестиций, классифицированных в качестве дебиторской задолженности. Fitch оценивает их объем на уровне 8% от общей кредитной массы (4,4 трлн юаней). При этом еще 5 лет назад этих неформальных кредитов вообще почти не существовало.
На внебалансовое финансирование на конец 2014 г. приходилось около 18% от официального объема кредитования по сравнению с менее чем 2% всего 10 лет назад. По оценкам Fitch, около 38% кредитования не включается в традиционные банковские кредиты.
Китай имеет большие проблемы с закредитованностью. Общий долг различных компаний и органов власти достигает 282%. Власти пытаются снижать реальные процентные ставки для стимулирования слабеющей экономики и решить долговую проблему. Поэтому им приходится помогать заемщикам и стимулировать делать это банки.
Идея состоит в том, чтобы поменять существующие высокодоходные кредиты, накопленные с помощью теневых банковских каналов, на традиционные облигации, которые можно разместить по гораздо более низким процентным ставкам. Программа на триллионы юаней разработана именно для помощи местным органам власти, которые сейчас тратят огромные деньги на обслуживание своего долга. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|