Рост грузооборота в марте продолжился, несмотря на снижение погрузки
В марте 2015 г. грузооборот составил 199,8 млрд т-км, что на 0,9% выше марта 2014 г. Основная причина роста — увеличение погрузки угля, руды и металлопроката, перевозимых по дальним экспортным направлениям, на фоне снижения погрузки строительных грузов, расстояние перевозки которых существенно меньше.
Объем перевозок в марте 2015 г. снизился на 1,2% к уровню прошлого года и составил 103,0 млн т. К марту 2014 г. увеличилась погрузка
каменного угля (+3,1%),
черных металлов (+3,2%),
лесных грузов (+2,6%),
химических и минеральных удобрений (+2,3%),
цветной руды (+6,3%),
зерна и продуктов перемола (+15,4%),
кокса (+10,0%).
Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-0,4%),
строительных грузов (-20,3%) и цемента (-12,0%).
Уголь: перевозки продолжают расти
В марте погрузка угля на сети РЖД выросла на 3,1% к уровню прошлого года и составила 26,8 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 80,2 млн т угля, что на 4,0% выше уровня 2014 г.
По сравнению с мартом прошлого года перевозки угля на экспорт увеличились на 2,1%, внутри страны — на 3,3%.
Рост внутренних перевозок угля, во многом, обусловлен увеличением выплавки металлов в России. Потребление угля ведущими российскими металлургами ОАО «Мечел» и НЛМК выросло в среднем на 10%.
Меняется структура экспорта угля из России: импорт активно наращивают Япония (+8,1%), КНДР (рост в 25 раз), Испания (+32%), Германия (+76%), Румыния (рост в 6 раз). Начались поставки российского угля во Францию и Египет.
В марте спрос на российский уголь стран Евросоюза вырос почти на 20%. Драйвером роста стал отказ ряда стран ЕС от использования атомной энергии. Например, Германия после аварии на японской АЭС «Фукусима» объявила о закрытии всех атомных станций и сокращении использования угля для выработки электроэнергии. Сейчас из 17 АЭС досрочно закрыто 9. Предполагалось, что недостающую электроэнергию (около 30%) восполнят возобновляемые источники энергии (ВИЭ), но на текущий момент на ВИЭ приходится всего лишь 20% от выработки, в частности этому способствует как дороговизна ВИЭ, так и нестабильность выработки.
В европейских странах, в которых сделали ставку на ветряные мельницы и солнечные батареи, наблюдается самая высокая цена на электричество. Страны с меньшим ВВП (например, Испания) уже начали существенно ограничивать дотации в сфере возобновляемой энергетики. Как результат, в странах Евросоюза отмечается возврат к невозобновляемым источникам электроэнергии. В той же Германии проектируются и строятся 23 новые электростанции, работающие на угольном топливе мощностью более 24 тыс. МВт. При этом добыча угля в Германии была признана нерентабельной еще 50 лет назад, большинство шахт в Рурской долине было закрыто, но станций, работающих на угле, по-прежнему много. Эксперты прогнозируют стабильный спрос на уголь в Германии в ближайшие 8-10 лет.
Рост перевозок в КНДР начался в ноябре 2014 г. после старта поставок российского угля в Южную Корею через северокорейский порт Раджин. Основными грузополучатели являются три компании из Южной Кореи: сталелитейная POSCO, судоходная Hyundai Merchant Marine Co. и транспортная корпорация Korail Corp. Транспортировка угля по железной дороге из РФ до станции Хасан (КНДР) и водным транспортом от станции Хасан в Южную Корею сокращает на 10–15% времени и затрат на топливо. В рамках первого пилотного проекта было доставлено 40,5 тыс. т угля, в рамках второго планируется перевезти 80–90 тыс. т.
Таким образом, потенциал потребления угля поддерживается как внутренним, так и внешним спросом, в частности странами АТР и ЕС. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе перевозки угля сохранятся на текущем высоком уровне, а в долгосрочной — вырастут.
Нефть и нефтепродукты: внутренние перевозки снизились, падение экспорта замедлилось
В марте погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД упала на 0,4% к уровню прошлого года и составила 22,7 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 65,9 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,5% ниже уровня 2014 г.
В марте внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов снизились на 5,6% к марту 2014 г., в то время как экспортные перевозки выросли на 1,4%. Экспорт увеличился в Италию (+14,7%), Нидерланды (+4,5%), Южную Корею (+80,6%), Украину (+89,4%), Киргизию (+25,6%) и Узбекистан (+92,9%).
После введения налогового маневра произошло перераспределение структуры перевозок нефтепродуктов. Если в декабре 2014 г. внутренние и экспортные перевозки были равны, то с января текущего года последние составили уже 55% от общей погрузки.
Стоит отметить, что благодаря реализации программы модернизации НПЗ объем перевозок сырой нефти на экспорт продолжает снижаться, несмотря на увеличение добычи. По сравнению с мартом прошлого года падение составило 18%. Глубина переработки нефти на российских НПЗ к 2020 году должна повыситься до 92% (в 2014 г. этот показатель был равен 72%).
На текущий момент модернизированы более 30 перерабатывающих завода: предприятия оборудованы передовыми технологиями глубокой переработки поступающего сырья. Ожидается также, что в ходе реализуемого в стране налогового маневра глубина переработки будет существенно выше 80%.
Таким образом, в среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение текущего высокого объема железнодорожных перевозок нефтепродуктов и дальнейшее перераспределение грузопотока с внутренних направлений на экспортные. Однако перевозки сырой нефти будут сокращаться вслед за ростом доли трубопроводного транспорта в экспортных поставках.
Строительные грузы и цемент: восстановление перевозок — не ранее 2016 г.
В марте погрузка строительных грузов и цемента на сети РЖД упала на 20,3% и 12% к уровню прошлого года и составила 9,8 млн т и 2,2 млн т соответственно. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 23,9 млн т строительных грузов и 5,3 млн т цемента, что на 22,1% и 8,6% ниже уровня 2014 г.
Объемы перевозок строительных грузов в Ханты-Мансийский округ, Тюменскую и Самарскую области снизились почти на 40%. Однако можно отметить значительное увеличение спроса на стройматериалы в Краснодарском крае (+61,1%). Причина такого роста — в старте строительства технологического моста через Керченский пролив, который, в перспективе, соединит автомобильные и железнодорожные системы Крыма и материковой России.
В начале апреля Правительство России заявило о намерении снизить на 40% объемы строительства гостиничных комплексов к Чемпионату мира по футболу-2018, что, в результате, приведет к сокращению инвестиций с 65,5 млрд руб. до 39,5 млрд руб.
Таким образом, восстановления строительной отрасли не следует ожидать ранее 2016 г.
Железная и марганцевая руда: меняется структура экспорта
В марте погрузка руды на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 9,1 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 26,6 млн т руды, что на 0,8% выше уровня 2014 г.
Внутренние перевозки увеличились на 2,5%, а экспортные снизились на 15,1%. Структура экспорта руды продолжает меняться: наращивают поставки из России Турция (+77,7%), Словакия (+44,5%) и Чехия (+61,9%), а также Италия, которая не импортировала руду из России в прошлом году. Экспорт упал в Финляндию, Японию и на Украину.
В марте основатель крупнейшей австралийской горнорудной компании Fortescue Эндрю Форрест призвал ведущих мировых производителей ввести самоограничения на добычу сырья в целях повышения цен на руду. Предложение было отвергнуто. Но вследствие того, что цены на железную руду вновь упали и достигли рекордно низкого уровня, несколько производителей Бразилии и Австралии все же приняли решение сократить объемы производства. К примеру, австралийская Atlas Iron, добывшая в минувшем году 2,7 млн т железной руды, прекращает производство и экспорт ЖРС с апреля 2015 г. Также крупнейшая горнопромышленная компания Vale заявила о закрытии заводов по выпуску ферросплавов в бразильском штате Минас-Жерайс.
С 1 апреля 2015 г. на Украине вступили в силу новые рентные ставки на добычу железной руды, которые по сравнению с первым кварталом 2014 г. выросли в 6-7 раз в гривневом эквиваленте. Такое увеличение налога окажет серьезное влияние на украинский горно-металлургический комплекс и приведет к уходу украинских металлургов с мирового рынка.
В сложившихся условиях стоит отметить, что позиции России на внешних рынках устойчивее прочих государств-экспортеров из-за сильной девальвации рубля к доллару США. Поэтому прогнозируется, что в среднесрочной перспективе экспорт железной руды из России сохранится на высоком уровне.
Черные металлы: активный рост экспорта на фоне падения рубля
В марте погрузка черных металлов на сети РЖД выросла на 3,2% к уровню прошлого года и составила 6,4 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 18,7 млн т черных металлов, что на 7,5% выше уровня 2014 г.
Экспорт в марте продолжил расти: Турция (+24,2%), Тайвань (+44,1%), Бельгия (+51,3%) и Италия (+72,1%).
Одним из факторов увеличения спроса на российский металлопрокат стало замещение ушедших с рынка объемов украинских производителей из-за кризиса горно-металлургического комплекса Украины.
Снижение активности в строительной и машиностроительной отраслях может привести к сокращению внутреннего потребления. В то же время девальвация рубля усилила позиции России на мировом рынке, что будет способствовать дальнейшему росту экспортного грузопотока.
Зерно и продукты перемола: экспортная погрузка снизилась из-за ввода пошлины на экспорт пшеницы
В марте погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 15,4% к уровню прошлого года и составила 1,5 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 4,6 млн т зерна, что на 27,8% выше уровня 2014 г.
Основным драйвером роста стали внутренние перевозки зерна, объем которых в марте 2015 г. превысил на 27,8% показатели аналогичного периода прошлого года. Экспортные перевозки — выше уровня прошлого года на 8,3%.
Из-за ввода экспортной пошлины объемы перевозок пшеницы упали втрое к марту прошлого года, ячменя — выросли в 10 раз (преимущественно в Саудовскую Аравию). Минсельхоз РФ считает нецелесообразным продление экспортной пошлины на пшеницу после 1 июля 2015 г., но окончательное решение может быть принято в мае-июне, когда появится ясность по состоянию озимых, и уточнен прогноз по сбору зерна.
Международный Совет по Зерну (IGC) повысил прогноз урожая российского зерна в следующем сезоне с 83,4 млн т до 85,8 млн т, в т.ч. пшеницы — с 51,4 млн т до 52,0 млн т. В текущем сельскохозяйственном сезоне в России намолочено 101,5 млн т зерна, в т.ч. 59,7 млн т пшеницы.
В среднесрочной перспективе возможно сокращение грузопотока зерна из России в дальнее зарубежье.
Химические и минеральные удобрения: перевозки снизились за счет падения экспорта
В марте погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 2,3% к уровню прошлого года и составила 4,5 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 12,9 млн т удобрений, что на 0,8% ниже уровня 2014 г.
По сравнению с мартом прошлого года экспорт сократился на 3,8%. Внутренние перевозки выросли на 1,3%.
«Уралкалий» сообщил о подписании его дочерней компанией «Уралкалий Трейдинг» и консорциума Sinochem, CNAMPGC и CNOOC контракта на поставку 850 тыс. т хлористого калия в Китай в 2015 г. по цене 315 долларов США за тонну. Сроки поставки — с апреля по декабрь 2015 г. В этом году объем производства «Уралкалия» снизится на 16% до 10,2 млн т из-за подтопления рудника «Соликамск-2».
Федеральная антимонопольная служба внесла предложение предоставить скидки на сырье производителям удобрений с целью компенсировать им выпадающие доходы от скидок, которые они, в свою очередь, предоставили аграриям. Речь идет о сере (основной поставщик — «Газпром сера»), калии («Уралкалий»), апатитовом концентрате («Апатит» и «Акрон») и аммиаке («Уралхим» и «Тольяттиазот»). Формула скидки учитывает удельную долю сырья в стоимости сложных удобрений, объем их реализации в России и размер скидки для российского агропрома от экспортной цены. Скидка на сырье будет предоставляться через премии производителю удобрений, реализовавшему продукцию на российском рынке в предшествующем месяце со скидкой покупателям.
Таким образом, из-за введения скидок для аграриев внутренние перевозки минеральных удобрений до конца года могут сохраниться на стабильном уровне, в то время как экспортный грузопоток может быть ниже уровня прошлого года. Прогнозируется, что общий объем перевозок сократится на величину выпавших мощностей из-за аварии на руднике «Соликамск-2».
Заводы отказываются от производства неинновационных вагонов
Источник данных о реализации подвижного состава заводами СНГ — журнал «Рынок подвижного состава».
В марте 2015 г. объем реализации производителями СНГ составил 2,9 тыс. вагонов (+15,6% к предыдущему месяцу и -55,5% к марту 2014 г.).
В апреле «Новокузнецкий вагоностроительный завод» намерен провести массовые сокращения сотрудников, сегодня на предприятии трудятся около 1 тыс. человек.
Утверждена программа технического перевооружения «Уралвагонзавода» в 2015 г. На ее реализацию будут направлены как собственные средства, так и выделенные в рамках федеральной целевой программы. Модернизация затронет подразделения вагоносборочного, механосборочного, металлургического и других производств. В частности, будет приобретено оборудование для выпуска современной спецтехники и инновационного подвижного состава (в т.ч. полувагона модели 12-196-01 на тележке модели 18-194-1).
Отказ вагоностроительных заводов от производства вагонов на типовой тележке 18-100 обусловлен тем, что спрос есть только на инновационные вагоны. К примеру, СУЭК планирует потратить около 20 млрд рублей на привлечение 10 тыс. вагонов в 2015–2017 гг.: 7 тыс. глуходонных и 3 тыс. люковых полувагонов.
Операторы начала активно списывать старый подвижной состав
В марте неисправный парк на сети РЖД остался на уровне февраля — около 130 тыс. вагонов, из которых 59 тыс. — полувагоны. При этом показатель выбытия вагонов из парка РФ вырос на 61%: с 4,4 тыс. вагонов в феврале до 7,1 тыс. вагонов в марте.
Рост списания произошел на фоне новостей в марте о том, что председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведева поручил ФСТ проработать вопрос повышения тарифа на порожние рейсы вагонов с истекшим сроком службы на 48%. Однако в конце апреля стало известно, что это предложение не поддержали ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс.
С 1 апреля вступили в силу положения, повышающие эффективность деятельности железнодорожного транспорта и юридически закрепляющие ответственность всех участников рынка грузовых железнодорожных перевозок. В результате, ожидается увеличение платы за простой вагонов на путях общего пользования и рост списания простаивающих вагонов.
Лейсана Коробейникова,
старший аналитик дирекции по аналитическим исследованиям ПАО «НПК ОВК»
http://www.uniwagon.com/expert/obzor-zheleznodorozhnogo-rynka-rf-v-marte...