Насколько вероятен скорый крах современной мировой финансовой системы?
Мир в ближайшем будущем может отказаться от использования доллара. Такое мнение высказал известный американский миллиардер Джим Роджерс, которого на родине называют «легендой Уолл-Стрита». По словам Роджерса, власти Соединенных Штатов не учли прихода на мировой рынок новых игроков, в частности, Китая.
Как говорит американский инвестор, мировое могущество США ни на чем не основано. «США – самый большой должник за всю историю, они задолжали больше всех в мире. Это не сулит ничего хорошего в будущем», – считает Роджерс. По его мнению, серьезную конкуренцию доллару на мировых рынках может составить китайский юань, а в скором времени и российский рубль, который сможет пережить нынешние трудности и занять достойное место в мировой денежной системе…
Разговоров о том, что доллар скоро обесценится, в последние годы раздается много. Дескать, это ничем не обеспеченная денежная единица, которая стоит не дороже бумаги, идущей на банкноты. Но при этом забывают, что доллар принимают к оплате потому, что признают США ведущей мировой державой.
С другой стороны, мировая система, основанная на долларе, действительно несправедлива в корне. Ведь эмиссия долларов практически ничего не стоит, но за них Америка получает от других стран энергоресурсы и промышленные товары, то есть результат вполне конкретного труда. Но вряд ли такое положение вещей сохранится вечно.
Возможно ли, что современная денежная система будет переформатирована? Готовы ли к этому другие государства? Прежде всего, Китай, обладающий наибольшим экономическим потенциалом из числа не принадлежащих к «западному миру» стран?
– У Китая действительно есть возможности сделать юань общемировой валютой, и его, безусловно, примут в качестве таковой другие страны. Весь вопрос заключен в том, нужно ли это Китаю, – говорит
научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров. – По этому поводу в китайском руководстве идут дискуссии. Пока общая точка зрения сводится к тому, что мировой валютой юань делать не нужно.
Китайское руководство не хочет давать иностранцам возможность влиять на монетарную политику КНР. Ведь резервная валюта означает очень большие обязательства. Эти обязательства США удерживают за счет военной мощи и совершенно беспардонной агрессивной внешней политики. У Пекина внешняя политика совершенно не такая, она осторожная, аккуратная. Из-за возможной экономической выгоды Китай не хочет получать осложнения с другими государствами.
Опыт Европы уже показал, что резервная валюта означает серьезные ограничения. Не случайно все страны в бешенстве от Европейского ЦБ. Люди его ненавидят больше, чем собственные правительства и руководство ЕС, обвиняя в падении благосостояния.
Кстати, Китай давно пытается спастись от давления Соединенных Штатов, которые требуют усилить курс юаня. Пекин активно этому сопротивляется.
Не стоит забывать, что нынешняя экономическая политика Китая может быть свернута в любой момент, в зависимости от международной конъюнктуры. Когда на Западе в 1929 году начался масштабный кризис, то Сталин в СССР свернул НЭП, то есть у него в запасе была другая экономическая модель. Есть она в запасе и у современного Китая.
Но сегодня стране достаточно развивать двусторонние отношения с другими государствами, что Пекин и делает. К примеру, с Австралией уже выстроено соответствующее экономическое взаимодействие. Австралия традиционно поставляла в Китай «колониальные» товары: уголь, бокситы, глинозем, шерсть. Китай отправляет в Австралию машины, оборудование, разнообразную технику. Поэтому Пекину выгодно заключать договоры о взаиморасчетах в австралийских долларах или юанях. То же самое и с нами, то есть выгодны взаиморасчеты в юанях и рублях.
— США получают огромную прибыль от обмена эмитируемых долларов на товары. Неужели у Китая нет соблазна повторить путь Америки?
– Конечно, соблазн есть, иметь мировую резервную валюту престижно, кажется эффектным. Но сегодня Китай больше заинтересован в трансформировании собственной страны. Несмотря на быстрое развитие, в КНР живут еще сотни миллионов человек, не вовлеченных в современное мировое хозяйство. Скажем, сидит крестьянин, обрабатывает свой маленький кусочек земли, почти ничего не покупает, сам себя кормит.
В Китае сейчас идут колоссальные подвижки в области реформирования социальной структуры общества. К примеру, при строительстве гидроэлектростанции «Три ущелья» были переселены 1,3 миллиона человек, большинство из них поехали в города и стали трудиться на заводах и фабриках. И вот эти вещи для Китая важнее, чем прибыль от печатания денег. Доллар может обесцениться, а в Китае привыкли мыслить на сто лет вперед, думать больше о реальном секторе. КНР вложилась в построение самой производящей экономики мира, рисковать имеющимися преимуществами ради спекуляций китайцы не будут.
— Переход на национальные валюты в двусторонних отношениях, к примеру, на пару рубль – юань или рубль – турецкая лира, сильно ослабит доллар?
– Конечно, это будет удар по доллару. Переход на национальные валюты будет способствовать развитию реальной, а не финансовой экономики. Скажем, если между странами идет перевод в долларах, то он обязательно идет через американские счета. Если отказаться от такой системы расчетов, то будет нанесен удар по «хозяевам жизни» в Америке – по банкам. Но всё что наносит удар по банкам, вызывает агрессивную реакцию со стороны Соединенных Штатов.
— Возможно ли появление новой расчетной мировой валюты?
– Возможно возвращение и к «золотому стандарту» и к более активному использованию «специальных прав заимствования» (искусственное платежное средство, имитируемое в безналичной форме МВФ – «СП»). Вариантов много, и их развитие будет носить довольно случайный характер, ведь сложно предсказать результат очень сложной политической борьбы в мире. Пока военное доминирование США будет сохраняться, нынешняя мировая финансовая система продолжит работать. Но силовое доминирование Штатов всё меньше и меньше, а потому появляются альтернативы.
– Озабоченность, что мировой системе, основанной на долларе, приходит конец, не нова, – подчеркивает
вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. – В принципе, ценность американской валюты поддерживается военно-политическими методами Вашингтона. То есть, без войны, без ограбления других государств, без замораживания чужих активов долго эту систему удерживать нельзя. Мы помним, как с настороженностью все последние годы сообщали о новом «психологическом рубеже» госдолга США, а он всё время рос. Попросту говоря, государственная власть Соединенных Штатов печатает долларов столько, сколько ей нужно, без оглядки на последствия.
Выход у США может быть только один – организовать новую валютную систему. Но на что они рассчитывают – остается только гадать. Как видим, даже американские миллиардеры, которые, видимо, не допущены к принятию решений, думают над переформатированием своих богатств.
— Нужно ли Америке такое переформатирование?
– Сейчас для США главная задача – разгром России. Это поставит в очень сложную ситуацию и Китай, ведь под угрозой окажутся коммуникации КНР, связывающие страну со Средней Азией и Ираном, то есть с основными поставщиками сырьевых ресурсов.
Китайцы боятся раньше времени сделать юань конкурирующей с долларом единицей. Но в рамках БРИКС уже обозначен выход из ситуации, то есть переход к взаимным обменам товарами. Само по себе это серьезный удар по доллару.
Америка испытывает и другую проблему. Торговля нефтью идет на доллары, соответственно, ее удешевление высвобождает из оборота большое количество валюты. Скорее всего, нефть будет дорожать, так как это экономически необходимо для Соединенных Штатов.
Но проблемы США накапливались многие десятилетия, просто удорожанием нефти всех их не решить. И Вашингтону просто придется как-то выкручиваться. Так что серьезных изменений в мировой финансовой системе стоит ожидать в ближайшем будущем.
Нынешняя мировая финансовая система будет работать до наступления каких-то глобальных потрясений. Они могут произойти очень скоро, и во многом из-за действий самих Соединенных Штатов.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Китай способен положить конец американскому превосходству в области экономики, считает экс-министр финансов США Лоуренс Саммерс.
Попытка США удержать своих союзников от вступления в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный по инициативе Китая, обернулась неудачей, что, по словам Саммерса, является причиной ослабления американского доминирования.
К китайскому проекту в настоящее время присоединились Италия, Германия, Австралия и Великобритания. Кроме того, в АБИИ также планирует вступить и Россия.
«Экономическая мощь Китая и тот факт, что половина объема промышленного производства в мире приходится на развивающиеся страны, требуют новой мировой экономической архитектуры», — пишет немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten.
Саммерс призывает американское правительство отказаться от «гегемонистических амбиций». По его мнению, США необходимо сконцетрироваться только на тех проблемах, что касаются национальных интересов.
«У других государств есть все основания для возмущения, когда Вашингтон навязывает им свою политику», — заявил бывший министр финансов, отметив, что существующая валютная война может лишь доллар статуса мировой валюты.