Бывший член совета управляющих ФРС США Роберт Хеллер
"Термин "стабильные цены" говорит сам за себя: пакет товаров будут стоить так же 10, 50 или даже 100 лет. И наоборот, если страна переживет 2%-ю инфляцию в течение десяти лет, те же самые пункты, что можно купить сегодня за $100, будут стоить $122 в конце десятилетия. Через 100 лет цена достигнет колоссальных $724.
В своем недавнем заявлении перед конгрессом председатель Федеральной резервной системы Джанет Йеллен несколько раз ссылалась на мандат поддержания "стабильных цен", но в два раза чаще она упомянула 2% уровня инфляции ФРС. "Инфляция в США продолжает работать ниже поставленных комитетом 2%", - сказала она, и текущая "высокая степень политики аккомодации остается уместной для стимулирования дальнейшего улучшения условий на рынке труда и содействовать возвращению инфляции к 2% в среднесрочной перспективе".
Действительно ли ФРС хочет увеличить годовую инфляцию до 2%, так, что уровень цен в стране увеличится более чем на 700% в течение следующего столетия? Это то, что имел конгресс в виду, когда поручил ФРС достижение “стабильных цен”?
США: безработица и инфляция
Бывший председатель ФРС Алан Гринспен знал, что это не так. 2 июля 1996 года, на заседании Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC), который был посвящен широкому обсуждению соответствующему целевому показателю инфляции для ФРС, Гринспен поставил простой вопрос. "Мы говорим о стабильности цен, или мы говорим о нулевой инфляции? - спросил он. - Как мы все знаем, это две разные вещи".
Обсуждение быстро повернулось к трудности точного измерения инфляции и необходимости создания "подушки безопасности", чтобы избежать дефляции. Согласно Гринспену "стабильность цен - это состояние, в котором ожидается, что изменения общего уровня цен не сильно изменят деловые и бытовые решения". Но губернатор ФРС Йеллен не была удовлетворена. "Не могли бы вы, пожалуйста, по этому поводу сказать цифру?" - спросила она. Гринспен это сделал. "Я бы сказал, что это число равно нулю, если правильно измерить инфляцию", - ответил он.
К моменту этой встречи FOMC индекс потребительских цен вырос примерно на 3% в год. Большая часть обсуждения была посвящена тому, следует ли ФРС замедлить годовой рост цен на 2% или даже ниже, тем самым укрепляя достигнутые успехи в трудной борьбе против инфляции, которую вели политики в течение предыдущих 15 лет. Гринспен подвел итоги консенсуса: "... мы теперь все согласились на 2%...".
Таким образом родились 2% целевой инфляции ФРС. В ходе последовавшего обсуждения несколько членов FOMC утверждали, что инфляция может быть уменьшена до менее чем 2%, но никто не утверждал, что нужно инфляцию толкнуть выше, если нижняя, но все-таки положительная, ставка была достигнута. После обсуждения Гринспен призывал членов FOMC сохранить обсуждение целевой инфляции в тайне. "Я скажу вам, что если 2%-й показатель инфляции выйдет из этой комнаты, - предупредил он, - у нас возникнут больше проблем, чем я думаю и чем любой из вас может ожидать". Официальные протоколы заседания не делают никаких ссылок на обсуждения целевого показателя инфляции, которые заняли несколько часов, а FOMC никогда официально не объявлял о своей 2%-й цели для годовой инфляции до Бена Бернанке, предшественника Йеллен, который, в конце концов, это сделал в 2012 г.
2%-й целевой показатель инфляции в настоящее время находится на первом плане принятия решений FOMC. Например, в то время как годовая инфляция составила 0,8% в декабре 2014 г., протоколы встречи FOMC от января 2015 г. чаще обращены к потребности комитета, чтобы достичь "прогресса в достижении своих целей с максимальной трудовой занятостью и 2% инфляции" путем поддержания позиции высокой адаптивной политики. Увеличение показателей инфляции является в настоящее время заявленной целью политики ФРС.
Конгресс не дал ФРС мандат на преследование этой цели. Закон Федеральной резервной системы определил: ФРС должна достичь "стабильности цен" для американской валюты наряду с умеренными процентными ставками и максимальной занятостью. Пока инфляция находится где-то между нулем и 2%, ФРС должна объявить о победе и оставить все как есть".