Украина подписала меморандум с польской компанией, уверяя, что вместе они достроят два энергоблока Хмельницкой АЭС без России. Однако в реальности поляки не обладают ни деньгами, ни технологиями для подобной стройки, и их единственная задача – озолотиться на поставках баснословно дешевой по европейским меркам украинской электроэнергии.
Госкомпания «Энергоатом», оператор всех действующих атомных электростанций Украины, подписала накануне в Киеве меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Энергетический мост Украина – Европейский союз». Подписи под документом поставили президент Энергоатома Юрий Недашковский, вице-президент польской компании Polenergia International Гжегош Станиславский и представитель компании «Укрэнерго».
Участники собираются ввести в эксплуатацию воздушную линию на 750 кВ Хмельницкая АЭС – Жешув (Польша). Она позволит, как заявляется, использовать имеющиеся мощности АЭС без ограничений, при условии профицита электроэнергии обеспечить ее экспорт в ЕС, а также привлечь средства в достройку третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС. А также провести подготовку атомных мощностей к полному объединению украинской и европейской энергосистемы.
Вице-президент польской компании Polenergia International заявил, что гордится «возможностью сотрудничать с такой мощной компанией, как Энергоатом». По его словам, экономика проекта выгодна обеим сторонам, но дело не только в этом. «Для меня лично очень важно иметь возможность помочь Украине в такие сложные времена, которые переживает ваша страна. Сотрудничество в энергетической сфере станет еще одним доказательством настоящих дружеских отношений между Украиной и Польшей», – патетично добавил вице-президент польской компании.
Энергоатом – оператор всех четырех расположенных на Украине АЭС с 15 энергоблоками, которые производят половину электроэнергии страны. Polenergia International является частью Kulczyk Investments, работающей в сфере энергетики, нефтегаза, а также инфраструктуры и недвижимости. Ею владеет польский миллиардер Ян Кульчик.
По сути, речь идет о том, что Украина хочет нарастить экспорт электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, в Европу, заработать денег и вместе с польской компанией достроить два энергоблока Хмельницкой АЭС. От предыдущего соглашения по строительству этих энергоблоков с Росатомом, которое было подписано еще в 2009 году, Киев отказался.
Этот меморандум, по версии Киева, еще один шаг по уходу от зависимости от российских энергоресурсов, теперь в атомной сфере. Ранее Украина уже делала неудачные попытки заместить российское ядерное топливо американским от компании Westinghouse, однако все закончилось подписанием в декабре очередного соглашения с Росатомом на поставку российского топлива для АЭС.
Проблема в том, что у нового польского партнера Украины нет ни нужных компетенций, ни денег на реализацию такого масштабного проекта, как достройка двух блоков АЭС.
«Возможностей этой польской компании не хватит, чтобы построить даже один энергоблок, они финансово не потянут. Скорее всего, мы сейчас видим продолжение рекламного тура компании «Энергоатом», – иронизирует директор украинского Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
«Кульчик известен тем, что втягивается в такие рискованные предприятия, которые больше похожи просто на сотрясение воздуха, – рассказывает Корольчук. – Насколько я знаю, переговоры с ним велись еще в прошлом году, и тогда их интересовала только возможность получать электроэнергию от Энергоатома, поляки хотели занять нишу поставок дешевой украинской электроэнергии в Европу».
По его словам, себестоимость производства электроэнергии на Украине на АЭС составляет всего 40 копеек за киловатт (40 грн за 100 кВт/ч или около 2 евро), тогда как 100 киловатт энергии в Польше, Венгрии, Словакии, которые готовы ее импортировать, стоят для потребителей порядка 25–30 евро. «Они могут получить даже больше, чем стопроцентную прибыль. Вот что на самом деле интересует Кульчика. Цель банальная – заработать денег», – объясняет Корольчук. А Энергоатом использует эти встречи для того, чтобы показать, что вот есть компании, которые готовы обеспечить Украине независимость от России в атомной энергетике.
Это очередной популизм. Можно вспомнить, как осенью украинский премьер Арсений Яценюк говорил, что вместо Росатома Хмельницкую АЭС достроит чешская Skoda. Однако идеологический шаг оказался на поверку бессмысленным. Просто потому, что атомная инжиниринговая компания Skoda на 84% принадлежит Газпромбанку через российские «Объединенные машиностроительные заводы». Впрочем, Skoda по крайней мере специализировалась на атомном инжиниринге и оборудовании, тогда как польская компания таким компетенциями не владеет.
«Теперь легенда поменялась – не чехи будут достраивать, а поляки. Причем буквально несколько дней назад говорили, что энергоблоки в Хмельницком готова построить и американская Westinghouse (которая производит только ядерное топливо). Я уже запутался – так кто будет достраивать энергоблоки Хмельницкой АЭС? На самом деле – никто не будет. Денег ни у одной компании на этот затратный проект нет», – говорит Корольчук.#{ussr}
Строительство АЭС на Украине Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс» оценивает в 8 млрд долларов. «Таких денег нет, и взять их негде. Кроме того, на Украине нет внятной энергетической политики, что мешает привлечению иностранных инвестиций, и это главное препятствие», – считает Ващенко. Энергетика – бизнес с длительным циклом строительства и большим сроком окупаемости, инвестпроекты рассчитаны на срок 15 лет.
«Инвесторам нужны понятные правила игры (тарифы, RAB), какие в свое время начали внедрять в России. Поэтому планы, скорее всего, останутся на бумаге: никто не будет инвестировать миллиарды в строительство сетей в чужой стране, не имея гарантий возврата на капитал в течение всего срока инвестиций», – считает Ващенко. Тем более что подписанный меморандум означает лишь намерение, это не обязывающий документ.
Весь проект сведется скорее к тому, что Украина даст полякам заработать на перепродаже своей дешевой электроэнергии в Европе, полагает Корольчук.
Но опять же строить воздушные линии до польского Жешува вряд ли кто-то будет. Это невыгодно ни для польских инвесторов, ни для других, считает он. Поэтому, скорее всего, экспорт будут пытаться увеличить через имеющийся канал – Бурштынский энергетический остров, который работает синхронно с европейской энергосистемой.
«Кроме того, Украине выгодней увеличить пропускную способность линии электропередач на границах со Словакией и Венгрией. Венгрия – главный потребитель нашей электроэнергии, на нее надо ориентироваться, а не на Польшу, которая много электроэнергии брать не будет. А что будут поляки делать тогда со своим углем? В общем, на Украине процветают Остапы Бендеры, и дело их живет», – резюмирует Корольчук.
В целом у Украины есть свободные генерирующие мощности, она экспортирует электроэнергию. Однако из-за нехватки угля для ТЭС и энергетического кризиса в прошлом году ограничила экспорт электроэнергии в Восточную Европу и небольшие объемы даже начала закупать в России. «В прошлом году экспорт сократили на 20%, в этом году, скорее всего, еще на 20%. В этом году в лучшем случае выйдут на экспорт 5–6 млрд киловатт-часов. Тогда как в успешном 2013 году экспортировали 10 млрд», – говорит Корольчук.
Для наращивания экспорта атомной электроэнергии в Польшу потребуется строительство и реконструкция сетевой инфраструктуры, которая находится в изношенном состоянии. «На это может потребоваться 2 млрд долларов инвестиций. На эти деньги можно было бы построить в Польше 1,5 Гвт мощностей, но все упирается в проблему поставки энергоносителей. «Южный поток» заморожен, а атомную станцию в Польше, скорее всего, не разрешит строить Еврокомиссия», – говорит Ващенко.
Весь цинизм ситуации заключается в том, что Киев строит планы привлечь инвестора для того, чтобы увеличить экспорт дешевой атомной электроэнергии в Европу, вместо того, чтобы усовершенствовать ее доставку для внутренних потребителей. «Энергоатом может выработать дополнительно 5–6 млрд киловатт элетроэнергии, но нет технической возможности подавать ее в центр Украины – потребителю. Этот профицит как раз находится на Хмельницкой АЭС и в Ровно», – говорит Корольчук.
Атомные электростанции обеспечивают только 50% потребностей Украины, остальную половину – ТЭС на угле и газе. При этом тепловая энергетика очень дорогая. «Тепловые генерирующие станции не конкуренты на рынке Европы, причем в Польше цены ниже, чем в Западной Европе, около 10 центов за кВт», – говорит Ващенко. Поэтому Европе нужна только дешевая атомная электроэнергия от Украины. Особенно учитывая, что ЕС не очень нравится наличие ядерных реакторов на его собственной маленькой территории.
Текст: Ольга Самофалова