Уже прошло более шести месяцев, с того момента как США, Канада и страны ЕС ввели санкции против России из-за событий на Украине. Но их воздействие оказалось крайне неравномерным, многие российские компании практически не пострадали.
Например, санкции, направленные против энергетического сектора России, которые предполагают запрет на экспорт оборудования и услуг в области глубоководного бурения, разработки сланцевых и морских месторождений в Арктике, лишили западные компании возможности получать прибыль от своих уникальных технологий. Эти меры не оказали серьезного влияния на работу российских добывающих компаний, и объемы добычи нефти у них остаются на рекордном за постсоветский период уровне в 10 млн баррелей в день.
Более существенным результатом стало то, что государственная нефтяная компания "Роснефть" столкнулась с ограничениями в доступе к американским рынкам капитала. В итоге сейчас почти все американские и европейские банки с большой подозрительностью смотрят на весь российский нефтегазовый сектор.
"Сегодня эти санкции не оказывают серьезного давления, но завтра они могут нанести серьезный вред", - отметил аналитик из московской брокерской компании "Открытие" Артем Кончин.
Одной из самых крупнейших жертв санкций стал проект "Ямал СПГ", стоимость которого превышает $22 млрд. В его реализации участвовали российская газодобывающая компания "НОВАТЭК", крупнейшая энергетическая компания Франции Total и китайская нефтяная корпорация CNPC. Партнеры должны были получить финансирование в прошлом году, однако сейчас его сроки передвинуты на середину 2015 г. Поскольку американские и европейские банки держатся в стороне, деньги, скорее всего, предоставит российское правительство, экспортно-кредитные агентства и китайские кредиторы.
"Китайские банки будут одними из главных источников финансирования проекта, который мы реализуем", — заявил на прошлой неделе генеральный директор французской Total Патрик Пуянне (Patrick Pouyanne).
Если не считать довольно неоднозначного воздействия на нефтегазовую промышленность, поражает то, что целые отрасли российского делового мира почти никак не пострадали от санкций.
Крупнейший в мире производитель алюминия "РусАл" заявил в прошлом месяце о планах рефинансирования своих долгов перед российскими банками, поскольку он надеется получить лучшие условия от зарубежных кредиторов.
Горнодобывающая компания "Норильский никель", которую контролирует пятый в России по размерам своего состояния бизнесмен Владимир Потанин, на прошлой неделе заявила, что финансирование со стороны зарубежных банков по-прежнему вполне доступно.
Разобраться в результатах санкций сложно еще и потому, что все это происходит на фоне падения нефтяных цен и соответствующего снижения курса рубля. На самом деле, это даже выгодно российским нефтяным экспортерам, потому что, хотя за экспортируемую нефть они сейчас получают меньше, их затраты в рублевом эквиваленте резко упали.
В долларовом исчислении затраты на российских нефтяных месторождениях снизились с $8 до $2 за баррель, что близко к уровню затрат Саудовской Аравии, которые составляют от $2 до $6 за баррель. Об этом сообщают аналитики ОАО "Газпромбанк", "Альфа-Банка" и финансовой корпорации "УралСиб".
"Себестоимость добычи нефти и транспортные расходы, которые считаются в рублях, снизились в долларовом выражении, что помогает российским нефтедобывающим компаниям пережить международные санкции", — заявил аналитик "Альфа-Банка" Александр Корнилов.
В этом году цена акций крупнейшей в России частной нефтедобывающей компании "ЛУКойл" поднялась на 20% даже в долларовом выражении, и все благодаря позитивному прогнозу по ее расходам. Санкции против проектов морской добычи не помешают "ЛУКойлу" начать в текущем году разработку Филановского месторождения в Каспийском море.
|