Производственное объединение "Южный машиностроительный завод" имени А. М. Макарова" (Южмаш, Днепропетровск), единственное на Украине и одно из крупнейших в СССР ракетостроительных предприятий, остановлено: нет денег и нет заказов, но есть долги. Американцы "расхотели" помогать.
Проект "Морской старт" пока не имеет будущего.
Сотрудники "Южмаша", штат которого ранее состоял из 50 тыс. человек, не видели зарплату с весны прошлого года, долг по зарплате превысил $5,1 млн. Неделей ранее рабочие – их сейчас насчитывается менее 10 тыс. - провели массовую забастовку.
"Южмаш" ранее работал в кооперации с Роскосмосом и жил только за счет этого: завод собирал разработанную инженерами СССР ракету "Зенит", а Россия поставляла двигатели.
Россия также закупала "Зенит" у "Южмаша", хотя имела собственные ракетные носители.
Годом ранее от руководства и сотрудников завода звучали призывы перевезти завод в Россию или продать его. В текущей ситуации они нереализуемы: власти Украины почти полностью политизировали экономику, в которой не хотят видеть российские предприятия, в ожидании поддержки МВФ, ЕС и США.
Летом американцы отказались от покупки украинских "Зенитов", поскольку носители без российских двигателей не нужны. Адаптация украинских носителей к "неродным" американским силовым агрегатам – дело затратное. Это не добавит надежности ракете. Кроме того, американцы назвали "Зенит" старой и не совсем удачной разработкой СССР.
Как только стало ясно, что Украина получает российскую продукцию по контрактам, но не оплачивает ее и не поставляет свою продукцию в РФ по контрактам, Роскосмос прекратил поставку двигателей "Южмашу" (осенью 2014 г.).
Так, "Южмаш" не получит российский двигатель для носителя "Зенит", который Украина готовила для вывода собственными силами в космос первого национального спутника - аппарата связи "Лыбидь".
Россия и Украина также совместно модернизировали "Зенит" для международного проекта "Морской старт" – запуска грузовых ракет с морского экватора, что позволяет использовать максимально собственную скорость вращения Земли при меньших затратах топлива для вывода носителя на орбиту. В этом случае можно увеличить полезную загрузку ракеты при меньших топливных баках.
Этот проект на первом этапе финансировала американская Boeing Commercial Space Company (затем вышла из проекта), норвежцы поставляли морскую платформу, а Россия и Украина - ракету-носитель с двигателем. Этот проект остановлен.
"Южмаш" также реализовывал проект совместно с Россией и Казахстаном по производству одной из модификаций "Зенита" для коммерческих запусков небольших спутников. Этот проект также остановлен.
Такая же участь постигла проект Украины и Бразилии по запуску модернизированного "Зенита" (носитель "Циклон") с приэкваториального космодрома Алкантара в Бразилии на низкие и средние орбиты.
На завод в октябре 2014 г. приезжал президент Петр Порошенко, пообещал заказы. Но после этого поступил заказ лишь на выпуск 50 тракторов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+