Газовый ультиматум, объявленный Европе, лишний раз подчеркнул: Россия исключает Украину из числа стран-транзитеров. Если страны ЕС не успеют построить трубопроводы к границе Турции и Греции, газа у них не будет. «В противном случае эти объемы могут оказаться на других рынках», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
В отличие от стран Евросоюза, Турция не связана условиями Третьего энергопакета, согласно которым трубопроводами могут пользоваться все желающие, вне зависимости от того, кому они принадлежат. Решение о строительстве «Турецкого потока» было принято без участия брюссельских бюрократов, а потому быстро.
Совсем недавно я бы, наверное, согласился с директором украинского «Нафтогаза» Андреем Коболевым, который назвал слова своего российского коллеги политическим блефом. Действительно, строительство газопровода без контрактов с потребителями выглядит несколько легкомысленно.
Однако европейцы восприняли угрозу всерьез.
Первой сообразила, что к чему, Венгрия — через несколько дней ее делегация отправится в Турцию, чтобы начать переговоры о строительстве газопровода к будущему хабу. Здесь уже обсуждают маршрут нового газопровода — через Грецию, Македонию и Сербию. По всей видимости, скоро свыкнутся с новой реальностью остальные страны — бывшие участницы проекта «Южный поток» и тоже запланируют визиты в Анкару. К сожалению для них, тянуть трубы им придется теперь уже за свой счет.
Частенько украинцы называют Россию европейской бензоколонкой, видимо, не понимая, что сама их страна в этом случае — всего лишь тонкий шланг к бензобаку. Причем, дырявый. И он обязательно будет перерезан: статус великой транзитной державы через несколько лет будет безвозвратно утерян.