Уходящий год был удачным для мировой автомобильной индустрии. Однако, в то время как общий объем продаж вырос, наш рынок столкнулся с серьезными проблемами. Как изменится ситуация в следующем году и какие идеи автопроизводителей станут ключевыми для продвижения продукции? Это наш собственный прогноз. О том, что сбылось, а что нет, обязательно напишем в конце следующего года!
Согласно отчету Scotiabank продажи автомобилей в мире выросли на 3% в годовом исчислении. Это показатель осени, окончательных данных за 2014 г. еще нет. Однако уже очевидно, что локомотивами стали Китай и США. В КНР продажи год к году впервые превысили 18,5 млн машин, в США было продано 16,4 млн автомобилей. Тем временем российский рынок ушел в глубокий минус. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ за 10 месяцев 2014 г. снизились на 12,7% к аналогичному прошлогоднему уровню и составили 1,99 млн.
Прежде чем говорить о трендах глобального автомобильного рынка, порассуждаем о том, что произойдет с рынком российским. В 2014 г. выручка производителей падала по нескольким основным причинам. Во-первых, мешал курс рубля, волатильность которого росла от месяца к месяцу, а к концу года достигла рекордных значений. На таком фоне многие иностранные поставщики временно сократили объемы экспорта и несколько раз пересмотрели ценовую политику. Об этом говорят и в Минпромторге. По словам первого заместителя главы ведомства Глеба Никитина, девальвация создает наибольшие риски для индустрии.
Во-вторых, под конец года резко ужесточилась политика Банка России, который пошел на экстренное повышение ставки, чтобы исключить дальнейшее ослабление национальной валюты. Повышение ключевой ставки до 17% неминуемо повлечет за собой рост ставок по автомобильным кредитам, говорят эксперты, и дилеры с ними не спорят. По самым худшим прогнозам, в 2015 г. российский авторынок может сжаться в два раза. Но многое будет зависеть от изменения внешних условий. Если санкции с России будут сняты, давление на рубль ослабнет, а цены на нефть уйдут в рост, новый год может принести приятный сюрприз как автопроизводителям, так и покупателям. Завершив рассказ о нашем рынке на такой оптимистичной ноте, поговорим о том, что предложат нам ведущие автоконцерны, если мы действительно будем в состоянии что-то купить.
1. Электромобили выйдут из моды?
Акции главного производителя электрокаров, Tesla Motors, начали год на отметке $150, а заканчивают на уровне $220. Однако снижение котировок нефти может перечеркнуть надежду компании на скорый захват рынка. Дешевый бензин подталкивает потенциальных покупателей к покупке традиционных автомобилей, ведь у Tesla Model S и других подобных разработок все еще есть ряд критически важных недостатков, как, например, слишком непродолжительное время работы аккумулятора и отсутствие достаточно развитой сети специализированных заправок. На фоне удешевления нефти Porsche заявила, что не собирается создавать электромобиль и соревноваться с Tesla. Можно ожидать, что в 2015 г. электромобили и гибриды будут реже появляться на выставках, а их появления на рынке не будут ждать как сенсации. Но это только если нефть опять не подорожает.
2. Автопилот
Если вам кажется, что машина с автопилотом - идея далекого будущего, обратите внимание на заявление главы Tesla Motors Элона Маска. По его словам, в следующем году компания создаст систему, способную на 90% заменить водителя за рулем машины. Параллельно мировые издания рассуждают о перспективах автопилота от Google: он тоже должен быть подготовлен к массовому производству уже очень скоро. А штучные разработки вроде Cruise RP-1 уже позволяют добиться эффекта автопилота, хотя стоят слишком дорого, чтобы воспринимать их серьезно. Чего же ждем в 2015 г.? Пока не стопроцентного "восстания машин", но более совершенных автоматизированных систем управления. От адаптивного круиз-контроля мир постепенно перейдет к более "умным" решениям, и IT-компании вроде Google могут прочно занять эту нишу.
3. Лазерные и светодиодные фары, OLED-фары
У любых автомобильных фар есть плюсы и минусы. Роль играет как цветовая температура, так и яркость, подвижность... Но в современном мире автопроизводители делают ставку еще и на дизайн и энергосбережение. По этой причине в 2014 г. практически все современные модели машин были оснащены как минимум светодиодными габаритными фарами, а на некоторых автомобилях оптика выполнена уже полностью из светодиодов. Они не только потребляют меньше энергии, но и помогают сделать световые элементы более компактными. Однако это не предел мечтаний. В продажу был запущен первый суперкар с лазерными фарами BMW i8, а теперь разрабатываются и OLED-фары. Органические светодиоды позволят сделать дизайн еще более радикальным.
4. Мультимедийные системы от Google, Apple, Microsoft
Этого ждали давно, и это в 2015 г. актуально как никогда. Автолюбители остро чувствуют нехватку универсальных решений в области автомобильных систем мультимедиа. Если у вас в машине есть навигатор, скорее всего, вы сталкивались с проблемами: то оптимизированный под работу с iPhone интерфейс не хочет нормально воспринимать гаджеты на Android, то обновление прошивки превращается в настоящую проблему и необходимость ехать к дилеру... Даже Consumer Reports отмечает, что многие марки сдали позиции в рейтинге самых надежных именно из-за проблем с мультимедийными системами. Под конец года Google заявила, что разрабатывает собственное решение, которое можно будет интегрировать практически в любой автомобиль. Речь идет о специальной версии операционной системы, которая, помимо прочего, еще и упростит доступ к интернету (сегодня такая функция есть лишь у самых дорогих версий встроенных навигаторов). Над подобными продуктами работают также Apple и Microsoft. Уже в 2015 г. мы с большой долей вероятности увидим на рынке такие системы.
5. Только турбо
Когда-то турбированные двигатели создавались для гоночных автомобилей, однако сегодня мы видим, как автопроизводители даже на самые маленькие трехцилиндровые моторы ставят турбину, чтобы добиться максимальной мощности и экономии топлива. Это не всегда положительно сказывается на сроке службы машины, но в 2015 г. практически все концерны перейдут на производство турбированных двигателей. Даже консерваторы из Toyota, установившие на Lexus IS нетурбированный мотор от предыдущего поколения, все-таки сдались. Кроссовер NX стал первой моделью марки с турбиной. И если уж Toyota пошла на такой шаг, очевидно, что пал последний бастион "атмосферников". Кто-то ворчит, что этот тренд миру навязали немцы. Но на самом деле это прогресс в чистом виде. Еще недавно турбированный мотор нужно было "остужать" после поездки. Сегодня проблем практически нет, а если говорить о долговечности, то теперь это уже вопрос спорный. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|