МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Запрет на размещение рекламы вводится на российских платных телеканалах. Соответствующий закон был принят Госдумой 4 июля 2014 года.
Спустя пять дней он был одобрен Советом Федерации, а 22 июля подписан президентом РФ.
Что запрещает закон
Закон запрещает распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.
При этом оговаривается, что такими каналами не являются общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории РФ с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания.
Закон принят в целях выравнивания экономических условий деятельности вещателей бесплатных и платных телеканалов, а также соблюдения прав потребителей. Сейчас существуют две модели, одна из которых предусматривает возмещение затрат за счет рекламы, а другая - за счет взимания платы с телезрителей.
Депутаты, поддержавшие принятие закона, считают, что бесплатные телеканалы оказываются в неравных условиях по сравнению с платными телеканалами, использующими одновременно обе модели и зарабатывающими и на абонентской плате, и на рекламе. Поэтому для платных телеканалов требуется ввести запрет на рекламу.
Кто выступил против
Однако не все разделяют данную точку зрения. В частности, глава фракции справороссов Сергей Миронов полагает, что закон "негативно повлияет на финансовое положение небольших телеканалов, осуществляющих трансляцию за плату, и вызовет повышение взимаемой с населения абонентской платы".
Профессиональное медиасообщество также неоднозначно восприняло принятие этого документа. В частности, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей /НАТ/ Эдуард Сагалаев отметил в разговоре с корр. ТАСС, что "из этого законопроекта необходимо исключить региональные кабельные и спутниковые каналы". "Региональным вещателям в этой ситуации точно не выжить ", - уверен он. По его словам, под действие закона попадают около 60 региональных вещательных компаний и несколько сотен муниципальных.
Сагалаев сообщил, что НАТ будет обращаться к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой рассмотреть предложение о том, чтобы исключить региональных вещателей из этого закона.
С аналогичным предложением выступил в ноябре Госсовет Республики Татарстан, направив в Госдуму законодательную инициативу, предполагающую выведение региональных и муниципальных телеканалов из-под действия закона о запрете рекламы на платном ТВ. Как сообщили корр. ТАСС в пресс- службе комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, поправки получили положительное заключение правового департамента и, согласно регламенту, документ "ушел" в рассылку до 15 января 2015 года. Рассмотрение инициативы в первом чтении, как ожидается, пройдет в феврале.
Поддержка независимых каналов
Накануне вступления закона в силу, 29 декабря пресс- секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил уверенность в том, что Владимир Путин в скором времени отдаст необходимые поручения по разработке методов поддержки независимых кабельных телеканалов. "Есть большая вероятность того, что наши законодатели и соответствующие министерства предпримут необходимые шаги уже в течение ближайших нескольких дней", - сказал Песков в интервью телеканалу RT, комментируя адресованную президенту просьбу о поддержке телеканалов, озвученную Общероссийским народным фронтом (ОНФ).
"Мы заинтересованы в разнообразных источниках информации. И мы надеемся, что в итоге будут созданы комфортные условия для вещания", - добавил Песков.
Ранее сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов выразил надежду, что президент России вмешается в ситуацию с запретом рекламы на кабельных телеканалах, а "Государственная дума сможет оперативно внести эти инициативы в виде поправок и изменить ситуацию".
По словам Бречалова, в течение года ОНФ вел консультации с представителями муниципальных и региональных кабельных телеканалов и обнаружил, что это один из самых качественных каналов информирования населения. Учитывая то, что многие из них не имеют достаточной бюджетной поддержки, "фронтовики" пришли к выводу, что этим каналам необходимо дать возможность получать дополнительные доходы от рекламы. Внести соответствующие поправки и предлагает ОНФ.
Бречалов подчеркнул, что рекламные бюджеты кабельных телеканалов во многом формируют и рабочие места на них. В итоге около двух тысяч человек могут потерять работу.
Какие каналы пострадают в первую очередь
Депутат Госдумы, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева в беседе с журналистами, сославшись на результаты проведенного мониторинга, отметила, что от нововведений в первую очередь пострадают каналы, которые занимаются информированием населения. Она подчеркнула, что на грань выживания поставлены именно независимые кабельные каналы, поскольку их коллеги, финансируемые из регионального или местного бюджета, смогут выжить за счет госсубсидий и дотаций.
"Поэтому мы обратились к президенту с просьбой еще раз оперативно вернуться и пересмотреть норму", - рассказала депутат Госдумы. "Если наша позиция будет услышана, то мы очень оперативно внесем изменения в законодательство", - заверила Тимофеева.