27.12.2014 | Кирилл ЕРЧЕНКО | 00.01
Неспокойная обстановка на территории Украины, прогрессирующая враждебность украинской политической элиты по отношению к России и всему русскому и планы Киева по экономическому удушению Крыма – всё это подводит к тому, что в обозримой перспективе Керченский пролив продолжит оставаться главным узлом связи Крыма с остальной Россией. В сложившейся обстановке строительство Керченского транспортного перехода становится приоритетной задачей, выполнение которой обеспечит Крымскому федеральному округу социально-экономическую и политическую стабильность и успешное завершение интеграции в российские реалии. По мере приближения к концу года тема создания транспортного коридора в Крым активно обрастала новыми подробностями.
* * *
Ещё в начале лета Министерство транспорта России определилось, что Крым с Краснодарским краем соединит автомобильно-железнодорожный мост и построят его в Тузлинском створе. От Керчи на Тузлу будет вести совмещённый двухъярусный мост, на верхнем этаже которого пройдёт четырёхполосная автотрасса первого класса, а на нижнем – электрифицированная двухпутная железная дорога. По острову Тузла автомагистраль и железнодорожные пути пройдут параллельно, а через оставшийся участок пролива к Тузлинской косе, соединённой с Таманью, планируется перебросить два примыкающих друг к другу моста – автомобильный и железнодорожный. Общая длина транспортного перехода составит 19 км.
Со стороны Тамани к мосту будет подходить двухпутная железная дорога протяжённостью 42 км и автошоссе примерно такой же длины. На крымском берегу протяжённость железнодорожных путей составит около 18 км, а автомобильных – 8 км.
Максимальная стоимость строительства моста установлена на отметке 228 млрд рублей, из которых 227,8 млрд рублей будет выделено по Федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 г. Проект планируется реализовать полностью за счёт средств российского государственного бюджета, без привлечения частных инвестиций (отечественных либо иностранных). Проезд по новому мосту, по всей вероятности, будет бесплатным. Дело в том, что закон позволяет вводить плату за проезд только при наличии бесплатной транспортной альтернативы, а действующая паромная переправа таковой не является.
* * *
На возведение моста отведено четыре года, он должен быть готов в декабре 2018 г. Президент Владимир Путин неоднократно обращал внимание на важность завершения строительства в срок, однако в правительстве с недавних пор намекают на возможное превышение времени реализации проекта. В частности, министр по делам Крыма Олег Савельев допустил возможность продления периода строительства на 4-5 месяцев сверх установленного срока, обозначив в качестве крайней черты начало курортного сезона 2019 г. (1)
Компания «Гипротрансмост», выигравшая конкурс на осуществление инженерных изысканий и разработку ТЭО проекта в соответствии с условиями контракта к 1 ноября завершила необходимые работы и передала их результаты заказчику – госкомпании «Автодор». Последняя обещала до конца года завершить передачу проектной документации Федеральному дорожному агентству («Росавтодору»), выступающему непосредственным заказчиком строительства мостового сооружения. Сейчас этот процесс затягивается в силу технических причин.
Тем не менее практическая стадия реализации мостового проекта стартовала в конце августа. Специалисты Минобороны начали разминирование в местах подходов к будущему мосту, а «Российские железные дороги» развернули там свои строительные городки и приступили к строительству подъездных путей. В середине декабря «Росавтодор» создал федеральное казённое учреждение (ФКУ) «Упрдор Тамань» для управления строительством моста и подходов к нему. Это также свидетельствует о переходе работ над проектом в практическую плоскость.
Однако до сих пор неясно, кто станет подрядчиком в возведении долгожданного моста. Известно только, что, согласно правительственному постановлению, генподрядчик обязан предоставить банковскую гарантию в размере 30% стоимости строительства объекта для исключения риска расходов.
Раньше проектом Керченского транспортного перехода интересовались российские компании «Мостотрест», УСК «Мост», «Стройтрансгаз» и «Мостовик». Помимо этого рассматривалась возможность участия китайских компаний в инвестировании и строительстве моста. С тех пор многое изменилось. От участия в проекте отказался главный претендент – российский бизнесмен Геннадий Тимченко, контролирующий «Стройтрансгаз». Он объяснил своё решение тем, что проект очень тяжёлый и рискованный. (2)
В начале текущего месяца стало известно, что правительство обсуждало с президентом «РЖД» Владимиром Якуниным возможность участия компании в строительстве в качестве подрядчика. (3) Но пока что компания задействована только в работах по созданию подводящей инфраструктуры к будущему мосту.
Нельзя полностью исключать и того, что функция генподрядчика будет передана Федеральному агентству специального строительства («Спецстрою»). Впрочем, такой вариант выглядит маловероятным в свете неудовлетворительной работы агентства над космодромом «Восточный».
Что касается участия китайских компаний в сооружении Керченского перехода, позицию России на этот счёт достаточно чётко обозначил замминистра по делам Крыма Андрей Соколов. В своём интервью он отметил, что при выборе субподрядчиков приоритет будет отдаваться отечественным компаниям. «Иностранные подрядчики будут привлекаться только в том случае, если мы не будем успевать справиться самостоятельно», – пояснил чиновник. (4)
Минувшим летом время ожидания пассажиров и погрузки транспортных средств на паромных линиях, связывающих основную территорию России с Крымским федеральным округом, зашкаливало
* * *
В Минтрансе неоднократно и чётко заявляли о своём решении в пользу строительства именно мостового перехода через Керченский пролив. Но приверженцы тоннельного варианта не теряют надежду, активно выдвигая свои проекты и аргументы в их защиту.
В сентябре крымская компания «Великий шёлковый путь Евразия» направила президенту России письмо с предложением отказаться от моста в пользу масштабной реконструкции паромной переправы с последующей прокладкой тоннеля по дну Керченского пролива и строительством грузопассажирского порта под Феодосией. (5) По расчётам компании, реконструкция переправы обойдётся в 25 млрд рублей, а строительство 12-километрового тоннеля потребует ещё 175 млрд. Как видим, это дешевле варианта с мостом.
В конце октября заместитель председателя Совета министров Крыма, полномочный представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов заявил, что строить мост опасно ввиду неблагоприятных погодных условий в зоне Керченского пролива в зимнее время года, поэтому нужен модульный тоннель. По данным полпреда, на это уйдёт всего 60-80 млрд рублей. (6) Спустя несколько дней министр по делам Крыма Олег Савельев также сообщил, что по-прежнему рассматриваются разные типы путепровода между Крымом и «большой» Россией, поэтому не исключён разворот от моста к тоннелю. (7)
Адвокатом тоннельной конструкции выступил и глава Крыма Сергей Аксёнов. 9 декабря он объявил, что республиканское правительство совместно с экспертами предлагает построить тоннель как более дешёвый и быстрый вариант.
Председатель Совмина добавил, что крымское правительство внесёт свои предложения вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку до 25 декабря, но окончательное решение будет приниматься на федеральном уровне. (8)
О типе будущего перехода через Керченский пролив речь шла и на «правительственном часе» в Государственной Думе.
Глава Минтранса Максим Соколов по просьбе спикера Госдумы Сергея Нарышкина разъяснил, что выбор в пользу мостового сооружения обусловлен его более низкой стоимостью, наличием соответствующих строительных технологий, меньшими экологическими рисками, сейсмическими разломами на дне пролива и археологическими соображениями. (9)
Вышесказанное отчётливо демонстрирует стремление крымского руководства продвигать тоннельную альтернативу и противоречивость в заявлениях глав двух министерств (Минтранса и МинКрыма) относительно типа Керченской транспортной ветви.
Недавно к спору «мостовиков» и «тоннельщиков» добавилась идея ростовского учёного Анатолия Короткого протянуть через пролив канатную дорогу. В этих целях предлагается использовать уже имеющийся канатный подъёмник «Роза Хутор
– Горная деревня», остающийся незагруженным после сочинских Олимпийских игр. Проект создания канатно-переправочного комплекса предполагает установку канатной дороги протяжённостью 4,5 км на высоте 70 метров над уровнем моря. Время движения подъёмника с одной стороны пролива на другую составит 6-7 минут (на пароме – 40 минут) и за час он сможет перевезти 500 человек и 45 автомобилей. По срокам реализация проект займёт год-два.
Несомненно, после вхождения Крыма в состав России транспортный поток в обе стороны будет неуклонно увеличиваться. В этих условиях появление моста не приведёт к отказу от паромной переправы и не поставит крест на перспективах строительства тоннеля.
* * *
Необходимо за короткое время наладить устойчивое транспортное сообщение с Крымом, заявил глава правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на форуме транспорта России. В этой связи он напомнил, что в следующем году предстоит завершить проектирование и начать строительство моста через Керченский пролив. «Задача очень масштабная, очень сложная, но нам нужно сделать всё для того, чтобы летние очереди на паром стали историей», – подчеркнул премьер. (10)
И добавил, что дело здесь не только в очередях, а в самоощущении Крыма как составной части «большой и сильной страны».
_____________
Фото – http://www.vinbase.ru/news/19435.html
http://www.ritmeurasia.org/
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 194
Рейтинг поста: