Коммерческие банки Беларуси по распоряжению Нацбанка повысили курс покупки валюты на 25 процентов. Новая директива последовала после того, как регулятор ввел 30-процентную комиссию на продажу валюты населению.
Эксперты называют повышение курсов покупки и продажи валюты фактической девальвацией белорусского рубля
В Беларуси с 20 по 22 декабря цифры на табло в обменниках показывали реальный курс покупки и нереальный курс продажи валют. К последнему автоматически прибавляли 30 процентов - комиссию, введенную НБ РБ для снижения ажиотажного спрос на валюту после обвала курса российского рубля. Валютообменные операции для банков стали убыточны, так при покупке валюты на бирже они платят тот же 30-процентный налог. В свою очередь 30-процентная маржа спровоцировала возрождение черного валютного рынка уже через несколько часов после оглашения решения НБ РБ.
Обменные пункты терпят убытки из-за директив Центробанка
Вернуть белорусов в легальный банковский сектор регулятор решил постановлением, вступившим в силу 23 декабря. Национальный банк Белоруссии рекомендовал коммерческим банкам установить курс покупки валюты на 5 процентов дешевле реального курса продажи. Таким образом регулятор надеется стимулировать население к продаже валюты.
Предписание банкам сократить разницу курсов покупки и продажи до 5 процентов, привело к фактическому росту на 25 процентов курса покупки, поясняет финансовый аналитик официального партнера "Альпари" в Минске Вадим Иосуб. Ситуация, по его мнению, лучше, чем накануне: как минимум, она не так активно толкает население на черный рынок, как в предыдущие пару дней.
"Предположить, что белорусы вернутся в легальный банковский сектор, можно с осторожностью, так как лично я не видел сегодня, чтобы банки валюту продавали", - отмечает эксперт. Он поясняет, что свой доход банки сохранят лишь в случае продажи в обменниках ранее купленной у населения валюты.
Мутация 30-процентной комиссии в девальвацию
В ситуации, когда валюта подорожала и для продавцов и для покупателей, споры о том, девальвация ли это, носят сугубо академический характер. Что бы ни говорили официально, на рынке наличной валюты произошла девальвация как минимум на 25 процентов, полагает Иосуб.
Белорусы предпочитают сейчас тратить деньги, а не копить
С ним согласен и эксперт по экономике Либерального клуба Антон Болточко. Однако он допускает, что предпринятые регулятором экстренные меры "помогут прощупать рынок и понять настроение населения". Эксперт полагает возможным возвращение ситуации на круги своя, "если в России хоть немного ситуация изменится к лучшему в ближайшее время".
Аналитики прогнозируют, что ждать разрешения кризиса ранее, чем до начала февраля не приходится, и официальный курс иностранной валюты по отношению к белорусскому рублю в любом случае, скорее всего, будет выше, чем нынешний с учетом всех надбавок и комиссий. Также не исключают и признание властями девальвации белорусского рубля процентов на 25-30.
"Решение НБ РБ впишут в учебники"
"Абсурдной и комичной" называет Вадим Иосуб ситуацию, при которой на табло в обменниках курсы покупки выше, чем продажи. (Курс покупки указан реальный, а курс продажи - без учета 30-процентной комиссии - Ред.) Эксперт не исключает, что банкам все же разрешат показать реальные курсы. "Нынешняя картинка на табло в банках - нонсенс. Нигде и никогда в мире не было такого, чтобы курс покупки превышал курс продажи", - констатирует эксперт.
Беларусь уже вошла в мировую историю, и это решение Нацбанка впишут в учебники по экономике в главе "как не надо выходить из валютного кризиса". "Мы наблюдаем хрестоматийный пример абсолютной веры белорусских чиновников в административные меры", - говорит независимый экономист Михаил Залесский.
По его словам, воспитанное в духе коммунизма руководство страны верит, что, как и в советские времена, любые команды будут выполнены, а все проблемы можно решить волюнтаристскими методами.
Кому сейчас в Беларуси жить хорошо?
Между тем непризнанная властями девальвация выгодна сегодня тем, кто совершает привязанные к официальному курсу евро и доллара платежи в рублях. Например, арендаторам, при этом потери несут арендодатели, констатирует Иосуб. Кроме того, указывает он, возможность заработать по 30 процентов с каждой транзакции есть у компаний, освобожденных от уплаты комиссии.
Нынешняя ситуация выгодна властям, полагает Болточко, так как 30 процентов комиссии идут в бюджет. В сложном положении оказались банки. Если раньше банки зарабатывали на обмене валют, то сейчас они несут убытки. Источник: dw.de.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 101
Рейтинг поста: