Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан объединяет девальвация национальных валют. У каждой из стран этот процесс имел свои причины и характерные особенности. Украина, например, в лидерах по темпам падения нацвалюты, в Белоруссии де-юре девальвации вообще вроде бы и нет, а в Казахстане прошла однодневная девальвация еще в феврале, и с тех пор курс держится неизменным.
Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан объединяют не только исторически тесные экономические связи (в рамках ТС за исключением Украины и текущие плотные отношения), но и общая проблема – девальвация местных валют.
Резкое ее ослабление заканчивается одним результатом – паникой среди населения, увеличением спроса на валюту, сметанием с полок многих товаров, созданием запасов продуктов первой необходимости, говорит Сергей Козловский из Grand Capital. Это и произошло во всех странах, однако единый сценарий развивался в каждой стране с местным колоритом.
Россия
Российский рубль с начала 2014 года обесценился практически на треть. Доллар торгуется против рубля на уровне 56,39. Особенность в том, что рубль очень долго держался и начал сдавать позиции только в ноябре, а резкая девальвация произошла только на прошлой неделе.
Причины девальвации в России – также одна из ее особенностей. На рубль давят в первую очередь внешние факторы, на которые Центробанк никак не может влиять. Сначала это были ожидания санкций, потом сами экономические санкции и политическое давление, которое оказывал Запад из-за ситуации на Украине, необоснованно перекладывая ответственность на Москву. При этом рубль с помощью ЦБ сначала вполне справлялся и нивелировал атаки на рубль.
Но во втором полугодии пришла беда с нефтяного рынка. Падение мировых цен на нефть, причем почти в два раза (от максимума в этом году) – это то, с чем Россия не в состоянии бороться, только разве что неадекватно высокой ценой уменьшения резервов (но это опасный сценарий). Нефть, которая, возможно, стала еще одним оружием США (в сговоре с саудитами), сильно ударила по национальной валюте. Раскрутить маховик дальше помогли спекулянты. В итоге повышение ключевой ставки Центробанком не привело к изгнанию спекулянтов с рынка, а, наоборот, породило новую волну спекуляций и резкое ослабление рубля.
Конечно, девальвации российского рубля способствовала целая комбинация факторов. Падение мировых цен на нефть – основной. «Это неизбежно сократило приток валюты, так как доля экспорта углеводородов у нас достигает 73%», – говорит Дмитрий Лукашов из IFC Markets. С другой стороны, западные санкции остановили процесс рефинансирования российских компаний в долларах и евро, а на момент их введения совокупный корпоративный долг достигал 700 млрд долларов. «Спрос на валюту для выплаты процентов и погашения кредитов был и остается очень высоким. При этом из-за роста ключевой ставки до 17% не происходит замещения валютных кредитов рублевыми», – говорит Лукашов.
Важная особенность процесса в том, что ослабление рубля носит явный искусственный характер, потому что с фундаментальной точки зрения рубль крайне недооценен. В «ВТБ Капитале» посчитали, что справедливый курс доллара в 62 рубля может быть только при цене Urals в 40 долларов за баррель, 80 рублей за доллар – лишь при котировке нефти в 20–30 долларов за баррель. Сейчас же нефть колеблется в районе 60 долларов за баррель.
«По фундаментальным показателям оснований для такого резкого ослабления курса рубля нет. Если исходить из данных по платежному балансу и другим макроэкономическим индикаторам, то справедливый курс – ниже 45», – говорит Платон Магута из УК «Фонд Магута».
Поэтому в 2015 году так или иначе курс рубля будет стремиться к стабилизации, если нефтяные котировки не будут проседать. Вопрос лишь в том, когда именно рубль окончательно развернется: этот процесс идет уже сейчас, или пойдет в первые месяцы 2015 года, или только во второй половине следующего года?
Украина
На Украине гривна зафиксировала исторический минимум к доллару еще в апреле, упав тогда сразу на 38% с начала года. В январе 2014 года за доллар давали 8,285 гривны, в понедельник, 22 декабря, официальный курс – 15,8544 гривны. Нацбанк Украины уже третий раз с начала месяца обновляет исторический минимум официального курса. С начала года гривна обесценилась в два раза (на 7,6). Но это только официальный курс, по которому уже давно никто не живет, кроме государственных статистических ведомств. В стране полным ходом работает черный рынок, где курс как минимум на одну гривну выше. Причем бюджет страны на 2015 год уже выстраивается из расчета 17 гривен за доллар от Нацбанка страны, поэтому реальный курс доллара ожидается более 20 гривен.
«Если бы кто в начале марта 2014 года сказал, что уже в ноябре 2014 года будет курс 16 гривен, никто бы не поверил. Но НБУ постарался – и сделал. Но для него это явно низкий курс. Он уже готов сделать курс доллара 20–25 грн, а для этого вводит новые ограничения и запреты и отдает валютный рынок на откуп черному валютному рынку», – говорит в своем блоге президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
На Украине причины девальвации совершенно иные, чем в России, а именно – внутренние. В начале года по гривне ударили политической нестабильностью из-за госпереворота, а потом и разрыв отношений с Россией. Притом что на торговлю с Россией приходилась половина всего украинского экспорта (а страна только за счет экспорта и жила).
«Соглашение об ассоциации с Евросоюзом носило односторонний характер. Были сняты все барьеры для поставок европейских товаров на Украину. При этом украинские товары не соответствуют строгим европейским стандартам, и их экспорт в ЕС почти не осуществляется», – напоминает Лукашов. В ЕС украинский экспорт никто не ждал, а в Россию поставки резко сократили. Все это привело к массовому закрытию украинских предприятий и оказало сильный негативный эффект на курс гривны. Украина физически сократила поставки за рубеж, возможно, поэтому гривна и стала лидером ослабления среди всех указанных валют.
Решение стать ассоциированным членом ЕС и получение кредитных средств от МВФ (для выполнения долговых обязательств) потребовало от Киева выполнения и других навязанных экономических требований. Одним из них была девальвация гривны на 10% к концу 2015 года, но на практике горе-экономисты из МВФ получили ослабление гривны в два раза.
«Дополнительным фактором стала эмиссия для финансирования бюджетных расходов, в том числе на АТО», – отмечает Лукашов.
Давление на гривну оказала также и последовавшая война в Донбассе, и в целом бездействие экономического блока нового правительства, а также просто удивительное затягивание решения энергетических проблем, которые в итоге завязались в такой тугой узел, что развязать его уже не получится, надо резать. И все эти смертельные ошибки для экономики исходили от новоявленных властей Украины. Киев по сути сам спровоцировал девальвацию гривны. И жесткие меры Нацбанка никак не помогли.
#{ussr}Особенностью девальвации на Украине являются также валютные бунты, которые рискуют перерасти в валютный Майдан. Конечно, и в России валютные заемщики оказались сейчас в непростой ситуации. Но после кризиса 2008 года число россиян, рискующих брать ипотеку в долларах, существенно сократилось. На Украине же исторически любовь к доллару сильна, поэтому там ситуация катастрофичней.
Белоруссия
Формированием серого валютного рынка закончилась и история в Белоруссии. Власти страны обещали народу, что Белоруссия избежит девальвации, что из экономических соображений было невозможно. Поэтому вместо реальной девальвации в прошедшую пятницу был введен 30-процентный налог на покупку валюты и другие ужесточения и ограничения для банков и населения, что де-юре девальвацией не является. Также Белоруссия закрыла внебиржевой валютный рынок на два года – до 2017 года.
Официальный курс белорусского рубля к доллару выглядит прекрасно: с начала года он опустился всего на 13% (около 11 тыс. рублей). Однако на сером рынке он стоит все 16 тыс. белорусских рублей и выше. И девальвационные ожидания крайне высоки.
«Условные единицы от Нацбанка никого не интересуют. Если в течение месяца власти не перейдут на рыночные механизмы формирования цены на белорусский рубль, то его цена по отношению к доллару может взлететь за 20 тыс. за один доллар уже к весне. Налоги и обязательство продажи валютной выручки заставит многие коммерческие организации отказаться от ввоза валютной выручки в Беларусь, поскольку это будет эквивалентно уплате налога. Политика белорусских властей наказала честных экономических субъектов», – говорит Ярослав Романчук из Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск).
У Белоруссии свои причины девальвации, пусть и завуалированной. Белоруссия ни с кем не воевала и не воюет, в стране полная политическая стабильность, ей даже удалось хитрым способом сохранить нейтралитет по отношению к политике Запада на Украине и к России. Минск даже выиграл благодаря запрету России на импортные продукты из ЕС. Белорусы не только собственный экспорт в Россию нарастили, но и наладили как легальные, так и нелегальные каналы поставок импортных товаров из ЕС в Россию через свою территорию.
Однако в прошедшую пятницу там произошло почти то же самое, что в России в «черный вторник». Причина проста – тесная связь с экономиками как России, так и Украины. На российский рынок приходится 42% белорусского экспорта, на украинский – 15–20%, говорит Александр Лукашенко.
Белорусская экономика живет благодаря тому, что украинцы и россияне «питаются» их продуктами как сельского хозяйства, так и машиностроения. Сначала начались проблемы с Украиной, были взаимные торговые ограничения между Минском и Киевом, потом резкая девальвация гривны и снижение покупательской способности на Украине ударили по белорусскому экспорту. А падение рубля к доллару сделало невыгодным и экспорт белорусских товаров в Россию.
«Особенность девальвации белорусского рубля в том, что есть прямая корреляция с макроэкономической конъюнктурой в России, поскольку на российские рынки приходится до 90% экспорта», – указывает Платон Магута. Правда, Белоруссия договорилась с Россией о том, чтобы торговать в долларах, но с другой стороны это сделает белорусскую продукцию менее конкурентоспособной (цены на нее в России взлетят).
Вряд ли Белоруссия выиграет и от падения мировых цен на нефть, потому что и до этого она получала ее из России с большой скидкой, замечает Лукашов. Наоборот, есть побочный фактор ослабления белорусской экономики: вероятно, сократилась маржа Белоруссии от продажи нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в западные страны.
Казахстан
В Казахстане удивительная история. Астане удается удерживать курс тенге в рамках обозначенного еще в феврале коридора 170–188 тенге. Астана одномоментно опустила тенге 11 февраля на 20%, установив этот коридор. И с тех пор валютный курс остается стабильным. В Казахстане важной особенностью является то, что девальвация по сути является плановой и делается для поддержки роста экономики, говорит Магута.
При этом Казахстан как экспортер нефти также страдает от падения мировых котировок на черное золото. Лукашов полагает, что рубль тоже вряд ли бы так сильно обесценился из-за одного только фактора – падения нефтяных цен. Но, как известно, против России применили еще и экономические санкции, а Казахстана это не коснулось.
Между тем чем дольше Астана проводит политику жесткого фиксированного курса за счет, так сказать, убеждений по ограничению движения капитала, тем выше риски одномоментной девальвации. Фактически власти сдерживают переток ликвидности на валютный рынок, и сам Нацбанк республики увеличил свое присутствие на валютном рынке. В этом году второй виток девальвации уже вряд ли произойдет. Но вот в 2015 году власти страны, скорее всего, начнут плавную девальвацию, чтобы привести курс в равновесное состояние, потому что тенге переоценен.
Текст: Ольга Самофалова Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|