Многие из тех, кто читает эти строки, уже давно готовы к тому, что существующий в настоящее время финансовый карточный домик вот-вот развалится.
Этот безумный финансовый пузырь раздувается гораздо дольше, чем я предполагал. Что мы упустили? Ошибались ли мы, или ещё слишком рано? Со своей стороны я могу сказать, что математические расчёты были верными, хотя «правила игры» и менялись. Я недооценил, насколько можно оттянуть момент катастрофы благодаря использованию финансовых рычагов. В нашем случае речь идёт даже не об обычном использовании заёмных средств. Мы живём в мире, где для выплаты одного кредита берут второй, для выплаты второго — третий, и так до бесконечности.
Обычный леверидж — уже достаточная головная боль, но настоящую проблему представляет собой нагромождение дериватов, которые, в большинстве случаев, ничем не обеспечены. В прошлом увлечение кредитами всегда вело к образованию пузырей, которые рано или поздно лопались.
Судя по всему, один из таких пузырей лопается прямо сейчас.
Изначально я хотел написать статью о ситуации в Венесуэле и Украине, размышляя о том, которая из этих стран обанкротится первой, и вдруг понял — сейчас, на наших глазах, лопается гигантский финансовый пузырь!
Программа валютного стимулирования начала действовать в сентябре 2012 года. Это тот самый момент, когда система оценки активов оказалась ещё больше вывернута на изнанку. Следующие два года можно назвать «последним глотком воздуха». Мир больше не в состоянии восстановиться до прежнего состояния. На самом деле «пузырь пузырей» сдувается постепенно. Позвольте мне объяснить, как это происходит:
Нефть, вероятно, наиболее ценный товар на планете с точки зрения мировой финансовой системы. Менее чем за три месяца цены на «чёрное золото» упали примерно на 40 процентов, и даже больше. Этот факт оказал огромное влияние на благосостояние стран-производителей нефти, которые вынуждены смотреть, как их казны пустеют, и замедляется экономическая активность.
Кроме того, доллар обычно называют ещё и нефтедолларом, поскольку стоимость нефти при торговле на протяжении многих лет выражалась в американской валюте. Если выручка при продаже нефти снижается, это естественным образом означает и меньшие потребности в долларе. Это можно было ощутить ещё тогда, когда нефть только начинала дешеветь, но ещё стоила выше 100 долларов за баррель.
Посмотрите, что происходит: рефляция рефляции американского рынка недвижимости терпит крах. Нефть потеряла больше 40 процентов своей стоимости и продолжает падать. Евро и иена идут вниз, даже по сравнению с золотом. Китайская фондовая биржа переживает падение, устремился вниз и индекс Доу-Джонса.
Говоря о Китае, не стоит забывать, что его банковская система сейчас полностью заморожена. Судя по последним данным, темпы роста замедлились практически везде (кроме Америки, поскольку в каждом её экономическом отчёте содержится ложь). Нет никаких сомнений в том, что эта «рефляция» провалилась!
Тем не менее, цены на золото ползут вниз. Как такое может быть? Дело том, что всё находится «под контролем» и все концы надёжно «спрятаны». Я имею в виду цены на всё, что угодно, которые в современном мире контролируются. Этот процесс начался в 2008-2009 годах, когда Федрезерв принял на свой баланс огромное количество разнообразных токсичных активов. Они сделали это с одной целью — скрыть истинную ценность этих активов. Да, они сделали это ради повышения ликвидности банков, но, вместе с тем, и для того, чтобы эти активы не могли быть использованы в качестве «контрамарки» на рынок недвижимости. Они держали эти бумаги на своём балансе по номиналу, хотя не смогли бы получить и 18 центов на каждый доллар, задумай они их продать. Именно в этот момент произошло переключение на «высшую передачу скорости» в этой авантюре.
Возвращаясь к золоту: оно, по идее, должно оцениваться выше всех других активов. Однако на золото оказывается давление, поскольку целый ряд «термометров», измеряющих экономическую ситуацию, подверглись изменениям, чтобы внушать уверенность в завтрашнем дне. Существующая в настоящий момент на бумажных рынках цена на золото — искусственная. Ничем другим невозможно объяснить падение цены на этот металл, несмотря на то, что спрос превышает предложение. Если контроль над другими рынками отчасти потерян, то ситуация на рынке золота и серебра развивается в обратном направлении.
Между тем и это скоро изменится, поскольку контроль уже потерян на очень многих рынках. Стало ли падение цен на нефть мерой «контроля» США, направленное на то, чтобы наказать Россию? Я думаю, что да, в этом заключалась часть плана, но не весь план. Я полагаю, что большую роль здесь сыграли новые отношения Америки с Саудовской Аравией и Китаем. Возможно, именно эти факторы и стали решающими, поскольку слишком много различных рынков сейчас начинают рассказывать истории, которые идут вразрез «официальной» истории. Это значит, что контроль начинает ослабевать. Если вы в этом сомневаетесь, то подумайте, почему спустя шесть лет после кризиса, мы по-прежнему говорим о «чрезвычайных мерах» и о «выздоровлении экономики»?
Нестабильность рождает новую нестабильность, точно так же, как маленький костёр в сухом лесу распространяется и разрастается в большой пожар. Нестабильность порождает потери, а за потерями следуют банкротства.
К сожалению, очень вероятно, что мы стоим на пороге самой ужасающей финансовой паники в человеческой истории. Только маленький процент населения Земли играет в финансовые игры, но ощутить на себе результат чужих ошибок придётся нам всем.
источник