Нефть «слилась»: 40 долларов за баррель
Даже при такой цене ОПЕК не станет сокращать добычу в течение трех месяцев.
В воскресенье, 14 декабря, на нефтяной конференции в Дубае министр нефти Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Сухаиль аль-Мазруи заявил, что о сокращении добычи речь не зайдет даже при дальнейшем падении цен до 40 долларов за баррель. Он пояснил, что страны-участницы ОПЕК не будут собирать экстренное заседание как минимум на протяжении трех месяцев после достижения такой цены.
Можно считать, что новый горизонт падения цен на «черное золото» озвучен, и он оказался существенно ниже предыдущего – 60 долларов за баррель (напомним, именно этот показатель заложен Центробанком РФ в стрессовый сценарий).
Ранее, 12 декабря, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало обновленный прогноз по рынку нефти. Как следует из документа, в 2015 году, несмотря на снижение цен, спрос на нефть будет меньше, чем ожидалось – он составит 93,3 млн баррелей в сутки (на 0,2 млн баррелей меньше прежнего прогноза). Напротив, объем предложения, по оценке МЭА, увеличится на 1,3 млн баррелей в сутки (на 0,2 млн баррелей больше, чем в прежнем прогнозе) – в основном за счет стран, не входящих в ОПЕК, причем половину прироста обеспечат США.
Надо отметить, что сразу после публикации доклада МЭА стоимость нефти марки Brent потеряла еще 2 доллара и опустилась ниже уровня в 62 доллара за баррель.
Насколько вероятно, что нефть упадет до планки 40 долларов, и что в этом случае будет с российским рублем?
– Планка в 40 долларов появилась примерно две недели назад, когда на нефтяном рынке были замечены игроки, которые ставили на такую цену фьючерсов, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Их было немного, и большинство аналитиков оценило их действия как чистую игру в «биржевую рулетку». Это обычная практика – когда нефтяной рынок оценивает возможный уровень падения до 60 долларов, всегда найдутся игроки, склонные играть на понижение, и которые закладываются на низкие котировки.
Тогда же в международной деловой прессе стали появляться размышления, насколько реалистично такое падение. Большинство экспертов сходилось на том, что оно маловероятно. Но 14 декабря, действительно, появилось заявление министра нефти ОАЭ о том, что и 40 долларов за баррель – для ОПЕК не предел. Думаю, к этому заявлению следует относиться с пониманием и осторожностью.
Дело в том, что для ряда эмиратов 40 долларов за баррель – цена, при которой бюджеты этих стран выходят «в ноль». В частности, это относится к Кувейту и ряду султанатов, входящих в ОАЭ. Однако такая цена не устраивает другие монархии Персидского залива – в частности, Саудовскую Аравию. Напомню: по оценкам аналитиков, если в 2015 году установится среднегодовая цена нефти около 70 долларов за баррель, страны ОПЕК – и прежде всего, страны Персидского залива – потеряют 316-320 млрд долларов дохода. Это может показаться незначительной потерей, тем не менее, она означает бюджетную напряженность для этих стран, и возможную конвертацию напряженности в социально-политические процессы.
Поэтому заявление аль-Мазруи можно трактовать примерно так: «Мы-то выдержим, а что будет с остальными – сказать сложно». Но в данном случае «остальные» – это, прежде всего, другие члены ОПЕК: Венесуэла, Иран, Ливия и Нигерия, чьи бюджеты балансируются при цене на нефть свыше 100 долларов за баррель, и которым придется резко менять бюджетную политику уже в 2015 году.
Думаю, позиция ОАЭ еще сильнее углубит раскол, который уже наметился в ОПЕК. В картеле, напомню, на сегодня сформировались две группы стран: желающие повысить цены на нефть и те, кто держит ее на низком уровне. «Держит» нефть Персидский залив – откровенно демпингуя. Сначала цену снижали саудовцы, предложив дисконт в 2 доллара на баррель потребителям в Азии и США, а за ними и Объединенные Арабские Эмираты.
Подчеркну: теоретически падение цены нефти до 40 долларов за баррель возможно. Вопрос только в том, насколько это выгодно самому картелю, который в этом случае может расколоться окончательно. А такой сценарий Саудовской Аравии и ОАЭ совсем не на руку, поскольку чреват серьезными внешнеполитическими последствиями для стран Персидского залива.
«СП»: – Что все-таки будет с ценами на нефть?
– Сейчас нефтяные котировки ведут себя достаточно нервозно, но после падения 12 декабря они повысились на 2,5%. Некоторые аналитики делают из этого вывод, что цены цепляются за отметку 65 долларов за баррель, и выйдут на этот уровень до конца 2014 года. Другие, напротив, уверены, что цена пробьет вниз отметку 60 долларов, покатится до 55 долларов за баррель, и потом, с отскоком вверх, стабилизируются в районе 60 долларов.
Появились, кроме того, оценки, что нынешнее массированное падение цен на нефть разогреет мировой экономический рост в 2015-2016 годах дополнительно на 0,7-0,8%, и как только в апреле МВФ пересмотрит прогноз по общемировому росту экономики в сторону повышения, мы увидим повышающийся тренд на нефть – до отметки 70-75 долларов за баррель.
Общий же вывод заключается в том, что равновесную цену на нефть мы увидим не раньше, чем через три-четыре месяца.
«СП»: – Как повлияет падение нефтяных цен на рубль?
– Если отвлечься от такого фундаментального фактора поддержки национальной валюты, как уровень деловой активности (поскольку в 2015 году динамика экономики РФ явно смотрит вниз; интервал падения – 0,2-0,8% ВВП), курс рубля определяется лишь динамикой цен на нефть.
При 60 долларах за баррель курс будет примерно таким же, как сейчас, или же доллар может подрасти до 60 рублей. При дальнейшем пикировании нефтяных цен на каждые 10 долларов за баррель, курс доллара будет прибавлять 4-5 рублей.
– Цена нефти определяется не реальным рынком нефти, а представлениями об этом рынке в головах трейдеров, – напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Сейчас общепризнанное мнение – нефти на рынке в избытке, соответственно, спекулянты играют на понижение. До какой отметки они доиграют, никто предсказать не может.
Что будет дальше? Как мы знаем, сейчас идет борьба между сланцевой нефтью США, добыча которой растет, и нефтью из других регионов, прежде всего, из стран Ближнего Востока. Себестоимость ближневосточной нефти существенно ниже, но из-за того, что американцы начинают больше потреблять сланцевой нефти, арабы продают «черное золото» со скидкой, чтобы удержать свою долю на рынке.
Переломить эту ситуацию может, во-первых, рост нестабильности на Ближнем Востоке, во-вторых, рост потребления, например в Китае. Но наиболее вероятный сценарий – рост нестабильности, к которому приложат руку американцы. Например, в Ираке и – особенно – в Саудовской Аравии. На юге Саудовской Аравии располагается Йемен, с населением 25 миллионов человек, в котором к власти пришли шииты, дружественные Ирану. А с севера у Саудовской Аравии могут возникнуть проблемы со стороны Ирака.
По сути, стабильность Саудовской Аравии – ключевой момент для всей нефтедобычи на Ближнем Востоке. Если эту страну охватит нестабильность, цены на нефть взметнутся до небес… Источник: apotime.ru.
Рейтинг публикации:
|