В двигающейся с разной скоростью мировой экономике будут доминировать четыре группы стран. Первая, возглавляемая Соединенными Штатами, продолжит улучшать экономические показатели. Их рынок труда окрепнет, а появление новых рабочих мест будет сопровождаться ростом зарплат. Распределение прибыли от экономического роста будет более справедливым, чем в прошлом, хотя более богатые все же сохранят непропорционально большую долю пирога.
Вторая группа, возглавляемая Китаем, стабилизируется на более низких темпах роста, чем раньше, при этом укрепляясь структурно. Эти страны перестроятся на модель стабильного роста, а возможные потрясения на глобальном финансовом рынке уже не смогут их дестабилизировать. Они продолжат углублять свои внутренние рынки, улучшать нормативно-правовую базу, повышать роль частного сектора и увеличивать влияние придерживающегося рыночных принципов менеджмента.
Третья группа, возглавляемая Европой, будет испытывать определенные трудности, так как продолжающаяся экономическая стагнация останется источником социальных и политических разочарований, а также затруднит принятие региональных политических решений. Вялый рост, дефляционные силы и зоны высокой долговой нагрузки замедлят инвестирование и увеличат риск сжимания экономики. В наиболее проблемных странах безработица, особенно среди молодежи, сохранится на чрезвычайно высоком уровне.
Последняя группа состоит из “непредсказуемых” стран, чей размер и интеграция с внешним миром производят системный эффект. Россия – самая заметная в этой группе. Столкнувшись с углубляющейся экономической рецессией, коллапсом валюты, оттоком капитала и недостатком товаров, возникшим из-за снижения импорта, президенту Владимиру Путину придется выбирать, следует ли менять свой подход к Украине, начать сотрудничать с Западом, что позволит отменить санкции, создавать более стабильную и диверсифицированную экономику.
Альтернативной может стать попытка отвлечь недовольство населения с помощью увеличения российской вовлеченности в конфликт на Украине. Этот выбор, скорее всего, приведет к новому раунду санкций и контрсанкциям, что неминуемо подтолкнет Россию в более глубокую рецессию и, возможно, спровоцирует политическую нестабильность и рост международной напряженности, что в свою очередь усугубит экономические проблемы Европы. Движение мировой экономики с разной скоростью приведет к различной стратегии центральных банков, так как возрастет спрос на дивергентную монетарную политику, особенно в системно важных развитых экономиках. ФРС уже завершила программу количественного смягчения и, скорее всего, начнет повышать процентную ставку в III квартале 2015 г. На контрасте ЕЦБ примет свою версию QE в I квартале, а Банк Японии активизирует программу монетарного стимулирования.
В США сочетание сильной экономики и отсутствие стимулирующей кредитно-денежной политики ускорит укрепление доллара по отношению к евро и иене. Имея не так много стран, которые готовы позволить своей валюте укрепляться, усиление доллара продолжится, что может спровоцировать внутреннюю политическую оппозицию.
Более того, по мере того как валютному рынку станет все сложнее играть роль синхронизатора порядка, между странами может усилиться напряжение. Это в свою очередь может встревожить необычно спокойный в последнее время фондовый рынок.
К счастью, существуют способы, чтобы дивергенции 2015 г. не привели к экономическим и финансовым потрясениям. Большинство правительств (в первую очередь в Европе, Японии и США) имеют все необходимые инструменты для борьбы с возможными проблемами, а также механизмы для стимулирования своих экономик.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 628
Рейтинг поста: