Угрожает ли торговый конфликт с Белоруссией Таможенному союзу?
В последней декаде ноября между Москвой и Минском разразился торговый спор, вовсе не первый за последние годы. Вовлечена в него и Астана, а последствия спора во многом имеют политический характер. Этот скандал возник всего за месяц до перехода к более высокой ступени интеграции России, Белоруссии и Казахстана – Евразийскому экономическому союзу, договор о создании которого вступает в силу с 1 января 2015 года.
«Недружественный шаг»
С 24 ноября Россия ограничила транзит запрещенных у нас продуктов из Белоруссии в Казахстан и другие страны. Запрет был введен под предлогом того, что выявлены нелегальные каналы поставки попавшей под российские санкции продукции с территории Белоруссии. Одновременно Россельхознадзор запретил поставку продуктов питания с 23 белорусских предприятий со ссылкой на микробное загрязнение и антибиотики.
Узнав об этом, президент Александр Лукашенко буквально вскипел, обрушив свой гнев на губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко на встрече 27 ноября. «Поведение российских властей не просто удивляет, а удручает. Если не будет нормализована торговля между двумя странами в нарушение таможенных соглашений, мы вынуждены будем реагировать», – эту гневную тираду белорусского лидера воспроизвели многие СМИ на пространстве Таможенного союза. Белорусская сторона расценила российские действия как «недружественный шаг» и указала, что они не вписываются в законодательство Таможенного союза. По мнению Минска, это самый массовый единовременный запрет за всю историю отношений с Россией.
Довольно много белорусских предприятий ориентировано на экспорт в Россию, причем объемы этого экспорта в последнее время выросли в связи с запретом в РФ на поставки продовольствия из ЕС. Однако более важной, а то и болезненной для Таможенного союза, конечно же, является проблема транзита. Если в нашем ТС нет свободы транзита, это бьет по самой интеграции и ее правовым основам.
Упреки белорусских коллег – что Россия не должна была принимать решение по ограничению транзита самостоятельно – справедливы. Белорусы сегодня вынуждены объяснять торговым партнерам из ЕС, которые легально везут свою продукцию, к примеру, из Германии в Казахстан или Узбекистан, что транзит через территорию России невозможен. Это вряд ли встретит понимание в европейских столицах. К тому же Москва любит призывать европейцев к сближению между ЕС и ЕАЭС, который заработает совсем скоро. После истории с транзитом подобные призывы выглядят для Брюсселя по меньшей мере странно.
Российская сторона полагает, что транзит из Белоруссии в Казахстан необходимо обсудить на уровне Таможенного союза. Однако наднациональный орган ТС – Евразийская экономическая комиссия – 25 ноября уже призвала Россельхознадзор не ограничивать транзит из Белоруссии и отказаться от ограничений в отношении белорусских предприятий, поскольку эти меры «не соответствуют целям функционирования Таможенного союза». Казахстан также заявил, что не видит смысла вести переговоры по запрету транзита товаров через Россию без досмотра.
Москва и несогласные
Впрочем, подобный конфликт нетрудно было предвидеть. Минск и Астана далеко не в полной мере разделяют российские торговые запреты в отношении западных стран и Украины. 11 августа президент Лукашенко отказался поддержать запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России. Ту же позицию занял Казахстан. Как сообщила тогда пресс-служба президента Нурсултана Назарбаева, «это односторонняя мера России, она не предполагает вовлечения других стран – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» (в дальнейшем, правда, и Лукашенко, и Назарбаев заявляли о поддержке ограничительной политики Москвы, но на практике поддержка не становится стопроцентной).
А когда в конце июня 2014 года Россия заявила о намерении ограничить импорт товаров с Украины, на заседании совета Евразийской экономической комиссии проект общей резолюции по этому вопросу был отвергнут – с ним не согласились белорусская и казахская стороны. Тогда первому вице-премьеру Игорю Шувалову пришлось объяснять, что Россия может ввести ограничительные меры самостоятельно, «без решения на троих».
Действительно, правовая база Таможенного союза позволяет вводить ограничительные меры в отношении третьей страны в одностороннем порядке. Однако такая мера должна рассматриваться как исключительная, и ее лучше избегать, ибо ее применение расшатывает основы Таможенного союза. Но разногласия в этой сфере между Россией, Казахстаном и Белоруссией существуют уже больше года. И случившийся громкий спор – всего лишь логическое их следствие.
Интеграция или мандарины?
Разумеется, у российской стороны могут быть свои доводы, касающиеся нелегального провоза запрещенной продукции на территорию РФ, подкрепленные теми или иными фактами. Но так ли они весомы, если на другую чашу весов положить политические издержки возникшего спора и его возможное развитие? Для Москвы политическая составляющая интеграции в рамках ТС крайне важна, и подвергать лишним рискам отношения с партнерами внутри союза из‑за нескольких десятков тонн мандаринов или помидоров, откуда бы они ни поступили, крайне неразумно. Ставки в игре гораздо серьезнее.
История, однако, далека от завершения: поставки белорусской продукции на российский рынок планируется обсудить 10 декабря на заседании Совета Евразийской экономической комиссии, а возможно, и 12 декабря на заседании Экономического совета СНГ. Надо надеяться, что противоречия будут в конечном счете сняты.
Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Источник: finance.rambler.ru.
Рейтинг публикации:
|