Большинство экономистов, опрошенных РБК, полагают, что на заседании совета директоров 11 декабря ЦБ повысит ключевую ставку. Многие из них уверены, что ставка вырастет на 100–150 б.п., до 10,5–11% годовых. Однако это не поможет укрепить рубль, уверены экономисты.
Ставку повысят
На последнем совете директоров 31 октября Банк России повысил ключевую ставку на 150 б.п., до 9,5% годовых. ЦБ объяснил такое резкое повышение ухудшившимися условиями: значительным снижением цены на нефть, ослаблением рубля и ускорением роста потребительских цен.
Согласно консенсус-прогнозу, составленному РБК на основе опроса экономистов, ЦБ поднимет ставку 11 декабря на 50 б.п., до 10% годовых. В качестве причин экономисты назвали угрозу финансовой стабильности, которую несет резкое ослабление рубля, и ускорение инфляции. С момента прошлого заседания рубль ослаб по отношению к доллару на 24%, а потребительская инфляция в годовом выражении выросла до 9,1%.
«Последние полтора месяца ЦБ явно серьезно обеспокоен динамикой рубля, но при этом он не готов проводить интервенции. Повышение ставки – один из способов сдержать падение курса рубля», – говорит старший аналитик денежного и валютного рынка ИК «Уралсиб Кэпитал» Ирина Лебедева. Главный экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев считает, что главной причиной возможного повышения станет растущая инфляция. Он полагает, что ЦБ повысит собственные краткосрочные прогнозы по инфляции, и это станет формальным поводом для повышения ставок. Он полагает, что регулятор может поднять ставки на 100–150 б.п.
Кроме того, ЦБ в последнее время хочет добиться, чтобы банки, которым нужна валюта, занимали в долларах, а не в рублях с последующей конвертацией на рынке, указывает Лебедева. «Из-за этого ЦБ уже снизил ставки по валютному РЕПО на прошлой неделе. Повышение ставки по рублевым кредитам кажется вполне логичным продолжением», – указывает она.
Но это не поможет
Повышение ключевой ставки сможет оказать положительное влияние на инфляцию, но не сможет прекратить падение рубля, уверен главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. «Охлаждение инвестиционной активности снизит темпы роста инфляции, однако ставки не повлияют ни на цену на нефть, ни на необходимость погашения внешних долгов. А именно это давит на курс рубля», – говорит он.
Старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский уверен, что повышение ставки не повлияет и на инфляцию. «В октябре ЦБ повысил ставку на 150 б.п., но это, как мы видим, не помогло стабилизировать ситуацию – продолжается девальвация и разгон инфляции», – указывает он. При этом повышение ставки может серьезно ударить по инвестиционной активности, потребительскому спросу и всем заемщикам, говорит Струченевский.
Струченевский – единственный экономист из опрошенных РБК, кто уверен, что ЦБ не поднимет ключевую ставку 11 декабря: «Повышение ставки сейчас – это не самый эффективный способ исправить ситуацию. Более действенный способ – это ограничение объемов рефинансирования». Струченевский предполагает, что ЦБ будет использовать меры количественного регулирования.
Колычев из «ВТБ Капитала» полагает, что укрепить рубль может повышение эффективности инструментов предоставления валютной ликвидности. «Существует немало способов решить проблему дефицита долларовой ликвидности в банковской системе – от более активных интервенций на рынке валютного свопа до прямых вливаний долларовой ликвидности (например, в виде депозитов)», – указывает Колычев в своем обзоре.
В то время как экономисты прогнозируют повышение ключевой ставки максимум на 150 б.п., рынок уже в своих ценах заложил ожидания, что ЦБ повысит ключевую ставку как минимум на 200 б.п., говорит старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков. «Ожидания повышения ставки на 2 п.п. заложены в короткие ОФЗ, в цены среднесрочных и длинных бумаг заложены ожидания повышения на все 3 п.п. Рынок ждет от регулятора решительных действий, делать ничего не значащие движения, повышая ставку на 50–100 б.п., бессмысленно. Можно говорить, что на этот раз рынок отреагировал на ситуацию с опережением, переоценку провели уже в пятницу и продолжают это делать сегодня», – говорит Бизиков.