Из-за низких цен на нефть в следующем году федеральный бюджет недополучит около 1 трлн руб. Такие цифры привел вчера глава Минфина Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации (СФ), который тем не менее проголосовал за первоначальный проект, рассчитанный на цену нефти почти в 100 долл. Однако глава Минфина вчера же заявил о возможности пересмотра главного финансового плана страны.
Основные характеристики федерального бюджета на 2015–2017 годы, утвержденного вчера в СФ, рассчитаны исходя из прогнозируемого на 2015 год ВВП в размере 77,5 трлн руб. и уровня инфляции в 5,5%, на 2016 год – 83 трлн руб. и инфляции в 4,5% и на 2017 год – 90 трлн руб. и инфляции в 4%. Объем же Резервного фонда в следующие три года будет поддерживаться только за счет поступлений от курсовой разницы. То есть ни одного рубля или доллара в Резервный фонд перечислять не предполагается. В 2015 году в Резервном фонде должно оставаться 5,4 трлн руб., в 2016-м – 5,8 трлн руб., а в 2017-м – 6,3 трлн руб.
При этом доходы бюджета в 2015 году запланированы в размере 15,1 трлн руб., расходы – около 15,5 трлн руб. А значит, дефицит бюджета в следующем году составит около 430 млрд руб. На 2016 год Минфином предусмотрены доходы в размере до 15,8 трлн руб., в 2017-м – 16,5 трлн руб. Тем не менее предполагаемые по бюджету расходы их превысят: в 2016 году они составят 16,3 трлн руб., в 2017 году – 17 трлн руб. Соответственно дефицит бюджета в 2016 году составит 360 млрд руб., и 541 млрд руб. в 2017 году.
В общем же объеме расходов бюджета-2015 на социальную сферу приходится почти 26%, или около 4 трлн руб., на национальную оборону – 21,2%, то есть более 3 трлн руб., а на национальную экономику – 15 %, или более 2 трлн руб.
К тому же расходы бюджета сформированы в рамках бюджетного правила, по которому базовая цена на нефть составит 96 долл. за баррель. Некоторую устойчивость бюджетной системе придает корректировка правила, позволяющая напрямую направлять нефтегазовые доходы на финансирование дефицита, отметил вчера глава комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Из-за низких цен на нефть федеральный бюджет может недополучить в следующем году около 1 трлн руб., сообщил вчера Антон Силуанов. «Есть риски следующего года по исполнению бюджета. В первую очередь это ценовые риски. Если сохранится такая же ситуация курса рубля к доллару и цены на нефть, как и сегодня, то мы в следующем году недополучим примерно 500 млрд руб. доходов», – цитирует слова министра Интерфакс.
Аналогичные риски связывает глава Минфина и с низкими темпами роста отечественной экономики. «Есть также риски низких темпов экономического роста – мы закладывали рост 1,2%, возможно, будет ниже. А также риски по импорту. Это тоже недополучение доходов, еще на 500 млрд руб.», – резюмировал он. Возместить же выпадающие доходы в Минфине предлагают за счет средств Резервного фонда.
При этом, добавляет министр, новые уровни нефтяных цен могут сохраниться надолго. «Новая цена на нефть в 80–90 долл. за баррель скорее всего сохранится на среднесрочную и долгосрочную перспективу», – пояснил Антон Силуанов. А значит, заявляет глава ведомства, правительству необходимо будет перестроить бюджет исходя из новых данных. «Наши планы бюджетные и экономические тоже нужно строить исходя из новых макроэкономических условий. Поэтому при планировании бюджета на новые бюджетные циклы мы должны отталкиваться исходя из того, какой прогноз цен на нефть мы будем ожидать. Наверно это… порядка 80 долл. за баррель.
Основные экспортеры нефти тоже планируют и балансируют свои бюджеты исходя из цены на нефть где-то 75–80 долл. за баррель», – резюмировал он.
Однако еще месяц назад Силуанов утверждал, что мировые цены на нефть вряд ли могут опуститься ниже отметки в 85 долл. за баррель, приводя в пример бюджет Саудовской Аравии – одного из основных экспортеров нефти, чей бюджет сбалансирован при цене 80–85 долл. за баррель.
В изложении главы Минэкономразвития (МЭР) Алексея Улюкаева бюджетная ситуация выглядит довольно благополучно. В частности, во вторник в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung он отметил, что российский бюджет от дешевой нефти и низкого курса рубля только выиграл. «Наш государственный бюджет защищен, потому что понижение обменного курса компенсирует падение цен на нефть. А значит, рублевые доходы сохраняются», – сообщает он. Таким образом, уточняет глава МЭР, в этом году профицит бюджета составит 1% ВВП, в то время как еще в сентябре ведомство ожидало незначительный дефицит бюджета в объеме 0,02% ВВП. А в начале года чиновники Минфина рассуждали о бюджетном дефиците.
Действительно, соглашается аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин, плавающий курс рубля дает огромное преимущество. «За счет текущего ослабления российской валюты сглаживаются внешние шоки для экономики посредством улучшения счета текущих операций, запуска процесса импортозамещения. Тем более что бюджет сверстан в рублях и при ослаблении национальной валюты номинированные в рублях нефтегазовые доходы бюджета не снижаются», – говорит эксперт. Тем не менее, рассуждает он, возможности плавающего курса не безграничны. «В год Россия закупает импорта примерно на 315 млрд долл. Этот объем нельзя резко и значительно сократить без существенного ухудшения уровня жизни населения и снижения деловой активности бизнеса ввиду ограничения закупок товаров и оборудования», – сообщает Нигматуллин.
Возможно, добавляет главный аналитик UFS IC Илья Балакирев, заявления о том, что бюджет сверстан из расчета 96 долл. за баррель и курса в 37 руб. за доллар и должны были кого-то успокоить, но по факту они лишь напугали. «Принятие такого бюджета фактически означало бы готовность властей и дальше следовать схеме валютно-инфляционного налогообложения, что в долгосрочной перспективе губительно для экономики: идет перераспределение реальных доходов от населения, мелкого и среднего бизнеса – в пользу государства и компаний-экспортеров», – поясняет эксперт. В конечном же счете это выливается в падение реальных доходов и мертвым грузом ложится на экономику за пределами сырьевого сектора.
В любом случае, считает управляющий по акциям «БКС Премьер» Андрей Стоянов, доходная часть бюджета будет зависеть от темпов экономического роста, которого скорее всего в следующую трехлетку может и не быть. Следовательно, предполагает эксперт, это приведет к пересмотру бюджета. «Пересмотр принимаемого сегодня бюджета может произойти не раньше, чем через полгода – когда станет понятно, насколько велика доля выпадающих доходов», – уверен Стоянов.
Если чиновники говорят о пересмотре бюджета под текущие нефтяные цены, то, возможно, они опасаются еще большего падения цен, предполагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.