Может ли самый популярный тренд в инвестиционном управлении превратиться в самую большую угрозу для финансовой стабильности? Биржевые инвестиционные фонды (ETF) – фонды совместных инвестиций, чьи акции свободно обращаются на биржах и обычно привязаны к индексу, – выросли с объема в $415 млрд в 2005 г. до $2,5 трлн сегодня.
Их стремительный рост вызывает у регуляторов законную тревогу: что произойдет, если деньги, направленные в ETF, вдруг начнут выводиться.
Инвесторы могут продавать свои вклады в ETF в течение дня, но активы в некоторых ETF сложно быстро продать. Одна явная зона - это рынок корпоративных облигаций, где банки свели до минимума торговлю, а значит, держат меньше активов. Имеется около 46 тыс. отдельных облигационных выпусков, и далеко не все из этого количество найдут покупателей в течение эмиссии.
Другими словами, существует вероятность несовпадения между ликвидностью фондов и ликвидностью активов, которые они имеют. Массовый выход из ETF может привести к лихорадочной продаже активов, что будет иметь ужасающие последствия для всей финансовой системы. Однако защитники сектора ставят под сомнение подобный сценарий развития событий; в конце концов, они успешно пережили распродажу акций корпоративных облигаций в 2008-2009 гг., пишет британский журнал The Economist.
Все ETF делятся на две группы: активного и пассивного управления. Активно управляемые фонды - это фонды, управляемые менеджерами, которые ставят своей задачей превзойти рынок по доходности. Фонды пассивного управления, или индексные фонды, - это фонды, результаты которых привязаны к динамике бенчмарка.
Задача управляющего в таких фондах сводится к тому, чтобы как можно более точно следовать за индексом, поэтому потенциальная доходность таких фондов ограничена доходностью индекса, зато уровень общих расходов в фондах данного типа, как правило, существенно ниже, чем в активно управляемых, разъясняет Investfunds.
На бирже торгуются преимущественно фонды пассивного управления, доля активно управляемых фондов в структуре ETF, как правило, не превышает 1% от общего числа фондов, торгуемых на бирже. Компания BlackRock, через свой бренд iShares, крупнейший управляющий ETF; Vanguard и State Street – ее основные конкуренты.
Очень важны в работе ETF авторизованные участники, или AP, которые выступают в роли маркетмейкеров. АР, большинство из которых банки, помогают держать цены на акции ETF близко к стоимости базовых активов. Представьте, что один большой инвестор в ETF (ну, например, с долей в 10%) захотел продать все свои активы за один день. Но именно в этот день может не быть покупателей, готовых приобрести столь значительный объем, что может привести к падению цены ниже стоимости активов в собственности ETF. Чтобы избежать это, АР регулируют спрос и предложение.
В каких случаях деятельность ETF может пойти по неправильному пути?
Явной опасностью может стать роль авторизованных участников. Если им не удается удержать рынок в безопасных рамках, цены могут лихорадочно прыгать. Кроме того, они могут просто обанкротиться в ходе процесса создания или выкупа акций, что может растянуться на три дня. Все это может привести к тому, что у ETF возникнет недостаток акций для пополнения фонда (или соответствия своему индексу) или проблемы с получением денег для оплаты своим инвесторам.
Сектор ETF утверждает, что он хорошо защищен от подобных событий. Во-первых, он не зависит от одного маркетмейкера или АР; BlackRock имеет более 40 единиц во всех своих фондах. Во-вторых, большинство ETF торгует в Америке, и они проходят тщательную проверку через клиринговый дом, такой как Национальная клиринговая корпорация по ценным бумагам (NSCC), которая поддержит сделку, если АР не сможет провести ее. В-третьих, значительная часть торговли происходит между биржевыми инвесторами, а не управляющим ETF и АР.
А как насчет несоответствия ликвидности? Хорошая проверка прочности системы была проведена летом 2013 г., когда ФРС намекнула на начало снижения покупки активов. Это привело к распродаже на долговом рынке. Один инвестиционный фонд продал за один день активов на $1 млрд. Даже тогда объем вторичных сделок (между инвесторами) превзошел первичную торговлю (между управляющим и АР) с коэффициентом пять к одному.
Даже с фондами корпоративных облигаций трудно представить нежелательное развитие событий. Общий объем корпоративных облигаций в ETF составляет $141 млрд по сравнению с годовым выпуском облигаций на сумму в $3,2 млрд в 2013 г. Другими словами, на долю ETF приходится лишь небольшая часть спроса на этот актив. В отличие от банков и хеджевых фондов, большинство ETF не используют заемные деньги или леверидж.
Разумеется, возможна ситуация, когда индивидуальные ETF в будущем столкнуться с проблемами, могут даже быть скандалы. Некоторых ждет страшный обвал стоимости, такой же, какой был у технологических фондов в начале 2000-х гг. Но все это не является системной угрозой. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|