Как стало известно "Ъ", Минпромторг подготовил "общую директиву" госкомпаниям о запрете на закупку импортной продукции, кроме той, что не имеет аналогов в России (о подобной инициативе на рынке программного обеспечения см. материал на стр. 9). Директива распространяется в целом на продукцию металлургии, тяжелого машиностроения и автопрома, конкретной номенклатуры нет. В Минпромторге "Ъ" подтвердили факт подготовки документа. В Минэкономики пояснили, что мера коснется организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров. "Там требуется более сложный механизм, он пока не проработан",– объясняет источник "Ъ". В документе не указаны конкретные госкомпании, но есть привязка к перечню ОАО, где члены советов директоров голосуют по директиве правительства. "Ограничение будет реализовано через рекомендации представителям государства в советах директоров госкомпаний",– пояснил собеседник "Ъ", подчеркнув, что такой механизм не будет противоречить нормам ВТО.
Начальник отдела корпоративного права юридической компании Sameta Ольга Сницерова полагает, что логичнее всего механизм работал бы через рекомендацию представителям государства выступить с инициативой изменить корпоративное положение о закупках. В Минпромторге такую схему реализации директивы подтвердили. Документ должен вступить в силу до конца года: директиву рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов, затем ее направят в Росимущество. Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков не видит в общей директиве "никаких юридических препятствий": "На данном этапе это рекомендация, а когда директиву будет доводить до компаний Росимущество, это уже будет обязательное указание".
В декабре 2013 года премьер Дмитрий Медведев предлагал ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции не из стран Таможенного союза и поручал Минпромторгу и Минэкономики подготовить инициативы по стимулированию роста потребления металлопроката. В марте Алексей Рахманов, на тот момент заместитель главы Минпромторга, заявлял, что механизм ограничения закупок импортных автомобилей госкомпаниями "точно заработает в этом году". В июле государство ввело запрет на муниципальные и государственные закупки иномарок (кроме тех, у которых нет аналогов). А 25 сентября глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что компания готова довести уровень импортозамещения по трубам большого диаметра (ТБД) до 100%.
Ограничения могут быть призваны улучшить торговый баланс России, который в последние месяцы в значительной степени поддерживался сокращением импорта, в первую очередь с Украины. Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с $2,1 млрд в первом полугодии 2013 года до $6,3 млрд в первом полугодии 2014 года, он обеспечил фактически 40% всей прибавки положительного сальдо торговли РФ.
Олег Петропавловский из БКС полагает, что особого эффекта на металлургов директива не окажет: здесь и так почти полное импортозамещение. В ОАО РЖД сообщили "Ъ", что в основном закупают отечественную технику и металлургическую продукцию, кроме той, у которой нет аналогов в России. В ММК заметили, что в третьем квартале отгрузка толстого листа, произведенного на стане-5000, к предыдущему кварталу выросла на 26,3%, до 273 тыс. тонн, это объясняется заказами трубников в том числе по газопроводам. В ТМК говорят, что из отгрузки ТБД на российский рынок на долю компаний с госучастием приходится около 87%. Представителю ОМК директива представляется логичной: во многих странах практикуется приоритет национальных производителей при корпоративных закупках. В НПК "Уралвагонзавод" говорят, что продажи Челябинского тракторного завода (производит дорожно-строительную технику) серьезно страдают от китайских конкурентов, а в случае введения директивы предприятие сможет "полностью удовлетворить рыночные потребности". Другие машиностроители, российские и иностранные, от комментариев отказались.
Источник "Ъ" среди автопроизводителей отмечает, что чиновники еще в сентябре гарантировали стагнирующей отрасли запрет на закупки импортной техники госкомпаниями. На разных брендах он отразится по-разному. Представитель Audi Алексей Кожухов говорит, что точной доли продаж госкомпаниям нет, но в целом процент продаж юрлицам – порядка 30%, а доля корпоративных клиентов модели А8 – 50%. Руководитель отдела корпоративных коммуникаций "Мерседес-Бенц РУС" (нет производства в России) Андрей Родионов полагает, что директива не повлияет на продажи марки, поскольку на госкомпании в них приходится не больше 1%. Директор автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко считает, что в комплексе с другими мерами поддержки директива будет "довольно эффективна, особенно для сегмента коммерческого транспорта".
В госкомпаниях к запрету отнеслись достаточно спокойно, сильнее всего их встревожили ограничения на специализированную технику и надежность российской продукции. "КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения,– говорят в "Транснфети".– Для кого-то в Москве выбор между "Волгой" и "Мерседесом" – вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии – вопрос жизни или смерти". В "РусГидро" сообщили, что приобретают не технику, а транспортные услуги на автомобилях российской сборки, услуги на спецтехнику зарубежного производства закупаются, только если нет российских аналогов. В "Ростехе" сообщили, что поддерживают решение правительства. Однако, например, источник "Ъ", близкий к совету директоров "Аэрофлота", считает, что такое вмешательство в коммерческую деятельность перевозчика может снизить его капитализацию.
В то же время у госкомпаний будет еще одна лазейка для обхода директивы кроме отсутствия аналогов техники в России (последнее будет эффективно для продукции тяжелого машиностроения). По данным Минпромторга, запрет не коснется лизинговых схем. По словам собеседников "Ъ" на рынке, госкомпании закупают технику в основном именно по лизинговым схемам. Сергей Литвиненко подтверждает, что в общем объеме корпоративных парков доля машин, взятых в лизинг, велика.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста: