"Резкое падение цен на нефть оказывает давление на бюджеты крупных стран-экспортеров углеводородов во всем мире, вызывая угрозу сокращения государственных расходов в России, экономика которой находится под воздействием западных санкций, и представляя потенциально серьезную проблему для безопасности Ирака, который уже с трудом финансирует военные действия против "Исламского государства", - пишет The New York Times.
"От Москвы до Каракаса, от Эр-Рияда до Багдада, в Тегеране, Алжире, Кувейте и Лагосе политические лидеры, министры финансов и главы Центробанков пытаются противостоять падению цен - приблизительно на 25% после июньского пика - вызванному ростом добычи в США и прогнозами продолжительного снижения спроса во многих развитых странах, как и замедляющимся экономическим ростом в Китае", - отмечает автор статьи Дэвид М. Хершенхорн.
На встрече с Советом по правам человека при президенте РФ на этой неделе Владимир Путин подчеркнуто отклонил требование увеличения финансирования, сославшись на проблемы, связанные со снижением доходов от продажи нефти, отмечает издание.
Другим признаком растущих проблем стало заявление официального представителя "Роснефти", обвинившего Саудовскую Аравию в тайной манипуляции ценами - отголосок теорий заговора о секретном соглашении Америки и Саудовской Аравии против Советского Союза во времена холодной войны, пишет журналист.
"Эксперты по энергетической политике утверждают, что цены на нефть почти точно начнут расти под давлением естественных рыночных сил и устойчиво высокого спроса, в особенности в развивающемся мире", - говорится в статье.
"Но в ближайшей перспективе крупные производители нефти, возможно, столкнутся с бюджетными трудностями разной степени сложности с рядом экономических, стратегических и политических последствий", - отмечает Хершенхорн.
"Это зависит от того, насколько длительным и сильным будет это снижение, но если цены на нефть останутся на уровне примерно на 20% ниже, это будет весьма проблематично для стран, удовлетворение потребностей бюджета которых в значительной степени зависит от нефти", - считает Джейсон Бордофф, директор Центра мировой энергетической политики в Колумбийском университете.
"Если цены останутся в том диапазоне, в котором они сейчас находятся, мы станем свидетелями того, как российский бюджет вступит в полосу дефицита в следующем году; это будет главной экономической проблемой среди тех, которые угрожают им уже сейчас со стороны санкций и снижения курса их валюты", - отметил профессор Бордофф.
"Главный вопрос, который теперь вырисовывается, состоит в том, сократит ли производство и стабилизирует ли цены ОПЕК во главе с Саудовской Аравией на встрече в следующем месяце", - отмечает автор статьи.
"По словам некоторых аналитиков, это будет логичным шагом, в то время как другие предполагают, что Саудовская Аравия может допустить то, что низкие цены сохранятся, отчасти для того, чтобы нажать на своих главных соперников - Иран и Россию, и отчасти, чтобы оказать давление на производителей сланцевой нефти в США, чьи более высокие производственные затраты снижают их конкурентоспособность, когда цены за границей ниже", - пишет газета.
Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина заявила, что банк оценивает риски резкого и продолжительного снижения цен на нефть, до 60 долларов за баррель.
"В настоящее время Банк России прорабатывает так называемый стрессовый сценарий, экстремальный сценарий, если хотите, который предполагает резкое, более существенное падение цен на нефть на прогнозном горизонте, - заявила Набиуллина. - Тем не менее, мы считаем вероятность его реализации невысокой".