Сказка за чужой счет
Минфин Украины назвал вероятность дефолта абсурдом, хотя страна уже де-факто банкрот
Министерство финансов Украины опровергает возможность дефолта, уверяя, что страна может обслуживать свои обязательства. На остаток этого года такой оптимизм еще можно разделить, но в 2015 году избежать неизбежного вряд ли получится. Реальное количество денег, которые необходимы Украине, в разы больше, чем готов предоставить ей МВФ.
«У нас нет сегодня необходимости в дополнительных средствах. Украина имеет достаточно средств, чтобы расплатиться с долгами и избежать дефолта», – заявил министр финансов Александр Шлапак в Вашингтоне, передает УНИАН.
«Украина имеет достаточно средств, чтобы расплатиться с долгами и избежать дефолта»
Он также верит, что двухлетнего кредита на 17 млрд долларов, одобренного МВФ, должно хватить. Он категорически исключил возможность реструктуризации национального долга. Отдельно Шлапак уверил, что Украина может погасить и долг по российскому кредиту в 3 млрд долларов, взятому в обмен на государственные облигации в декабре 2013 года.
«Я не понимаю, откуда взяли дефолт по этим трем миллиардам. Абсурдная ситуация, которая вкладывается в так называемый хор, к сожалению, очень некомпетентных экономических посылов, которые поступают в основном с российской территории», – не стесняется в заявлениях Шлапак.
Все обвинения Украины в нежелании выплачивать долги являются безответственными, возмущается Шлапак. «Откуда у господина Силуанова (министра экономического развития РФ) уверенность в том, что Украина не собирается обслуживать долги? Абсолютная безответственность, абсолютное неуважение к правилам, в конце концов, делового этикета. И поэтому всем хочу сказать, что никакого дефолта не будет!» – резюмировал министр.
Между тем российский министр финансов абсолютно оправданно проявляет беспокойство относительно денег, которые Россия рискнула вложить в бросовые бумаги Украины, тем самым отсрочив ее дефолт.
Силуанов в сентябре сказал, что, по оценке российского Минфина, украинский госдолг уже достиг 60% ВВП, что фактически дает право требовать от Украины досрочного погашения евробондов на 3 млрд долларов. И Россия может потребовать это в ноябре.
На прошлой неделе Силуанов лишь заявил, что РФ пристально следит за ситуацией в украинской экономике, выразив надежду, что Украина сможет рассчитаться с Россией и другими инвесторами благодаря МВФ и ВБ.
Сам себе противоречит
Шлапак говорит на публику, американскую и украинскую, представляя крайне оптимистичную картину, в которую экономисты мало верят. На самом деле министр финансов Украины и сам до конца не верит своим словам, о чем свидетельствуют его оговорки.
Например, про то, что Киеву якобы не нужна дополнительная помощь, хватит и 17 млрд долларов на два года, которые обещал МВФ. Шлапак не раз до этого говорил обратное. Теперь, правда, он такую вероятность называет «теоретической». «Теоретически всегда есть такая вероятность, что может возникнуть вопрос дополнительных ресурсов», но это, по его словам, произойдет только «в случае существенного ухудшения ситуации» (цитата по Reuters).
Между тем как минимум одна существенная проблема уже имеется. Украине катастрофически не хватает валютных резервов – и министр финансов сам это признает.
«Поскольку нам придется до конца года заплатить за газ. Кроме того, я уже говорил, что мы практически потеряли угольный потенциал. Около 90% угля осталось там, где мы не можем его взять. И Украина, которая имела профицит угля, сегодня вынуждена его закупать в Южной Африке. Таким образом качается валютный баланс. Туда потребуются средства. Такие оценки еще делаются и будут делаться дополнительно и постоянно – с Международным валютным фондом», – говорит Шлапак.
Он прямо обсудил с МВФ и ВБ возможность получения дополнительной помощи в случае резкого сокращения валютных резервов. При этом Шлапак уверил, что получит все что надо. Вот только в качестве доказательств щедроты международных институтов он приводит не подписанные договоры, займы и т. д., а лишь слова – обещания директора-распорядителя МВФ: «У нас есть договоренности о том, что в случае необходимости такие средства будут выделены. Я хочу подчеркнуть фразу, которую сказала Кристин Лагард: «Мы предоставим Украине столько поддержки, насколько амбициозными будут реформы».
Что касается кредита МВФ, то 17 млрд долларов Украине будет явно недостаточно. «Греции, население которой в четыре раза меньше, чем на Украине, предоставили кредитных траншей на 240 с лишним миллиардов долларов, и только спустя четыре года страна смогла вылезти из ямы кризиса. Украине с ее масштабом и объемом экономики минимум необходимо будет до 120–130 миллиардов долларов – просто чтобы остаться на плаву, а чтобы затем еще и расти, необходимо в два раза больше», – говорит газете ВЗГЛЯД директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян.
Уже банкрот
Заявления украинского министра финансов о том, что Украина точно избежит дефолта, удивляют своей самонадеянностью.
Дефолт страны означает, что она не способна погасить свои долги. Украина де-факто уже сейчас банкрот, говорит директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян. «Если посмотреть по внутренним обязательствам правительства и некоторых регионов, то по ним уже есть и просрочки по платежам, и реструктуризации, что является составными элементами дефолта. Например, последний факт реструктуризации облигаций Киева на 1,2 млрд гривен», – объясняет эксперт.
В числе других составляющих дефолта также высокий дефицит бюджета, задержки по социальным выплатам, задержки по выплатам внешнеторговых операций и т. д.
И налицо все признаки того, что Украина балансирует на грани суверенного дефолта, причем уже почти целый год. Он мог произойти еще в первой половине года, однако 3 млрд долларов, которые Россия вложила в долговые бумаги Украины, дефолт отсрочили. Получив передышку, можно было заняться дальнейшим спасением экономики, но Украина погрузилась в пучину политических дрязг и кровопролитий.
К осени страна опять оказалась на грани финансового краха, и вновь Киев «спасают» чужие деньги, на этот раз кредиты от МВФ. В мае Украина получила первый транш, на 3,2 млрд долларов, в начале сентября – второй, на 1,4 млрд. И еще 2,7 млрд Киев ожидает получить от МВФ к концу года. Судя по всему, в этом году исключительно на деньги международных организаций Украина таки способна будет выполнить свои долговые обязательства. Но отсрочка временная. Более того, с каждой такой отсрочкой клубок проблем нарастает и требует все больше денег на их решение.
Имеются объективные сомнения, что в следующем году Украина сможет так же удачно за чужой счет избегать дефолта.
«Транши от России и МВФ по отдельности были несущественны, но в сумме дали именно тот объем, который позволил избежать реструктуризации долга. Но в следующем году уже можно ждать реструктуризации», – считает руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа.
По его словам, в 2014 году Украине потребуется выплатить 17,4 млрд долларов для обслуживания внешнего долга, а само тело долга составляет порядка 70 млрд долларов. «В 2015 году уровень валовой внешней задолженности Украины составит 106,4% ВВП, а это уже опасный уровень даже для страны со стабильной внутриполитической обстановкой», – говорит эксперт.
Конечно, можно прикрыться ситуацией с госдолгом в США, который тоже сопоставим своими размерами с ВВП. Но сравнение будет, мягко сказать, нелепым. «США без проблем могут рефинансировать свои долги, в вот желающих давать в долг Украине не так много. Кредиты, которые еще дают Украине, – давно политические, а не рыночные», – говорит директор аналитического отдела «Альпари» Александр Разуваев.
Дефолт Украины стал неизбежным, заявил на днях и советник президента России Сергей Глазьев. И он будет не избирательным, а «всеобщим». «Платежный баланс, его динамика говорит о том, что Украина в ближайшем будущем самостоятельно свои государственные обязательства обслуживать не сможет», а помощи ЕС и США будет недостаточно для покрытия дефицита платежного баланса, говорит он. МВФ может дать Украине средства только для рефинансирования уже имеющихся кредитов, добавляет Глазьев.
По его оценке, для стабилизации украинской экономики требуется 100–120 млрд долларов, что в разы меньше того, что обещал дать Запад. При этом, если не провести реформы, ВВП Украины может упасть на 50%, что вызовет отсутствие инвестиций и такое положение в стране, для выхода из которого потребуются уже все 300 млрд долларов.
Даже МВФ недавно подсчитал, что властям Украины может понадобиться в следующем году дополнительное внешнее финансирование в 19 млрд долларов при неблагоприятном сценарии.
Украине на самом деле выгоднее уже сейчас объявить дефолт, чем вот так тянуть всю экономику со дна, считает Нарек Авакян. «Шансы на избежание дефолта минимальны – рано или поздно придется платить по счетам, а раз платить нечем, а в долг больше никто не даст для рефинансирования, дефолт неизбежен», – резюмирует он.
Так почему же МВФ продолжает давать кредиты тонущей Украине? «Основных причин две. Держателями украинских долгов являются мировые инвестфонды, в том числе американские. Плюс Запад поддерживает прозападную власть в Киеве, а дефолт ее сильно ослабит. Но я бы украинские долги не купил. Некоторые участники рынка даже полагают, что Украина в итоге не останется на карте мира. Вопрос, кто тогда будет платить по этим долгам?» – замечает Александр Разуваев. Источник: /vz.ru.
Рейтинг публикации:
|