Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Финансовой помощь от МВФ: британская история 70-х

Финансовой помощь от МВФ: британская история 70-х


14-10-2014, 07:11 | Финансы и кризис / Финансовые новости | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 601)

Международный валютный фонд не раз оказывал помощь развиты странам. Например, из 22 стран, которые были частью ОЭСР, не менее 8 пользовались финансовой поддержкой МВФ, в том числе Франция (1969), Япония (1962, 1964), Великобритания (1961-64, 1967, 1969 ) и даже США (1963-64).

Однако, если под "помощью" МВФ понимать те экстренные меры, которые фонд предпринимал за последние годы в ряде европейских стран, то впервые, под действие такой "спасительной программы" попала Великобритания в 1976 году. Подробный экономико-исторический очерк о том, как МВФ спасал Британии, в на своей странице в соцсети Linkedin.com представил Эрико Матиас Таварес.

Обращение за финансовой помощью в МВФ стало кульминацией упадка Великобритании, начавшегося за несколько десятилетий до этого. С появлением США и СССР на глобальной политической и экономической арене, которые в итоге переросли в сверхдержавы после Второй мировой войны, влияние экономическая мощь Британской империи угасала.

Исторические предпосылки кризиса

 

Разгар Суэцкого кризиса

В 1956 году Суэцкий кризис серьезно ударил по глобальному положению Великобритании и репутации правительства страны. В результате премьер-министр от Консервативной партии Энтони Иден был вынужден уйти в отставку. 13 лет власть находилась в руках консерваторов, но политический кризис привел к тому, что в 1964 году лидеру Лейбористской партии удалось занять пост премьер-министра.

Экономика страны довольно спокойно отреагировала на смену политического руководства страны, поскольку низкий уровень безработицы, стимулирующие меры правительства, позволили сохранить довольно высокие темпы прироста ВВП.

На этом фоне популярность теряют традиционно "евроскептически" настроенные консерваторы, но несмотря на это Великобритании не удается присоединиться Европейскому экономическому сообществу ("ЕЭС") со второй попытки, так как вето на участие наложил президент Франции Шарль де Голь в 1967 году. В результате, на экономике страны стала сказываться потеря Британией конкурентного преимущества на международном рынке, и чтобы хоть как-то сдержать страну от рецессии, правительство было вынуждено девальвировать фунт стерлингов, поскольку золотовалютные резервы были на исходе.

Уже к концу 60-х экономика Великобритании сталкивалась с серьезными проблемами, ухудшение ситуации привело к тому, что Уилсон довольно быстро лишился власти и кресла премьер-министра, его место занял консерватор Эдвард Хит.

Очередной провал консерваторов

 

Эдвард Хит

Хит был представителем либерального крыла Консервативной партии, то есть не классическим консерватором, а скорее сторонником "третьего пути". Он выступал за делегировании власти в Уэльс и Шотландию, инициировал создание Департамента охраны окружающей среды, национализировал, находящийся на грани банкротства Rolls-Royce Ltd. Хит был сторонником проведения полномасштабной модернизации экономики Великобритании и присоединения к ЕЭС. К сожалению, сразу после того как он возглавил правительство, события развивались по крайне негативному сценарию. Демонстрации рабочих, который полностью парализовали страну в 1971 году, массовые беспорядки в Северной Ирландии, лишь усугубляли влияние мирового экономического кризиса, который разразился после того как рухнула Бреттон-Вудская система.

Правительство Британии, стремясь сдержать растущую безработицу, попыталось стимулировать потребительский спрос. В рамках стимулирующих мер были введены довольно серьезные налоговые льготы, подогревался рост заработных плат и объемов кредитования. Эти меры способствовали тому, что в первый момент экономика резко и позитивно отреагировала на нововведения, впоследствии этот период был назван как «Бум Бабера» в честь Энтони Баребера, главы казначейства Британии.

Однако, спустя некоторое время резко стали возрастать темпы роста потребительских цен, в результате инфляция ускорилась до невиданным со времени войны значений.

В 1973 году нефтяной кризис лишь усугубил экономическую ситуацию и спровоцировал двухзначный рост потребительских цен – экономика погрузилась в глубокую рецессию. Британия столкнулась со стагфляцией. Стремясь сдержать инфляцию, правительство страны теперь попыталось ограничить рост заработных плат, на что немедленно отреагировали профсоюзы. Массовые демонстрации и забастовки фактически парализовали страну и стали причиной резкого сокращения экономической активности. Уже в 1974 году Гарольду Вилсону удалось в очередной раз стать премьер-министром Британии.

Стагфляция в Британии

Инфляция в Великобритании была значительно выше, чем у основных торговых партнеров страны на протяжении большей части этого десятилетия. Пик был достигнут в 1975 году, когда темпы инфляции достигли 25%, по сравнению с 9% во Франции и 5,4% в Германии. Подобное положение дел сказывалось на платежном балансе страны. В декабре 1974 года министр энергетики лорд Балог предупредил Уилсона, что капитал начнет утекать из страны, если люди потеряют веру в британский фунт.

Темпы инфляции в странах Европы

Но темпы инфляции оставались на довольно высоком уровне, наряду с уровнем безработицы и дефицитом бюджета. В апреле 1975 года издание Wall Street Journal на первой полосе опубликовало материал с заголовком "Прощай, Великобритания", в котором советовали инвесторам закрывать длинные позиции по фунту. Совет был учтен, к концу 1975 года инвесторы стремительно покидали Великобританию, это усугубило и без того тяжелый экономический кризис с которым столкнулась страна.

Глава правительства Уилсон принял решение покинуть свой пост, так как не был в состоянии остановить экономический коллапс, его место занял Джеймс Каллахан.

Помощь от МВФ

В сентябре 1976 британская национальная валюта окончательно лишилась какого-либо доверия. На пороге мощнейшего кризиса, у правительства страны не было других альтернатив, кроме как искать спасения у МВФ, что весьма необычный шаг для развитой страны. Объем спасительного транша составил 2,3 млрд фунтов (12 млрд фунтов на текущий момент).

Правительство США опасалось, что в результате кризиса власть в Британии окажется в руках у "левых" сторонников профсоюзов, что подвергнет опасности существование НАТО в один из самых напряженных моментов Холодной войны. После недолгого анализа ситуации в 1976 году, комиссия МВФ, которая прибыла в Лондон, заявила об условиях предоставления средств, а именно резкое сокращение государственных расходов. Это повергло в шок правительство Британии и стало причиной ожесточенных дебатов с участием всего политического истеблишмента страны, Банка Англии, президента США, Казначейства США, Федеральная резервная системы, канцлера Германии и Бундесбанка.

Тем не менее консенсуса не было достигнуто даже в правительстве. Министр промышленности Тони Бенн опасался, что дефляционная политика МВФ станет причиной устойчивого высокого уровня безработицы. В качестве альтернативы он предлагал перейти к жёсткому протекционизму: повысить тарифы, ввести квоты на импорт, а также снижать расходы на оборонный сектор.

В последствие, программу МВФ удалось протащить через правительства, надежда на позитивный результат от новой экономической программы дала некоторую передышку для фунта. Ситуация в экономике постепенно начала улучшаться, дефицит платежного баланса стал сокращаться, чему способствовали растущие нефтяные доходы, производство в Северном море значительно увеличилось. Но это были 1970-е годы, тяжелые времена были еще впереди.

Программа МВФ в Британии вскоре столкнулась с жестокой реальностью, политическая ситуация в стране была крайне накалена. Правительство страны пыталось сдерживать инфляцию путем установления планки максимально возможных темпов повышения заработных плат.

Однако, это подтолкнуло профсоюзы к тому, чтобы вновь вывести на улицы сотни тысяч людей и потребовать куда более значительного повышения вознаграждения рабочим за их труд. Каллахан пытался «задавить» профсоюзы, но все его попытки приводили лишь к усилению конфронтации, период между 1978 и 1979 годом в результате получил название "Зима недовольства".

В ответ на забастовки, правительство продолжало урезать расходы, что стало причиной закрытия значительного числа офисов различных госслужб. Страна оказалось в тупике.

"Железная леди" у власти

 

Тэтчер считала, что убыточные шахты надо закрыть

В этот тяжелый момент к власти пришла «железная леди», которая в период своего премьерства развязала жестокую войну с профсоюзами, однако куда более результативную, нежели ее предшественники. И хоть ее действия до сих пор являются предметом ожесточённых споров, однако в итоге страна вновь оказалась в руках правительства, а не рабочих.

По мнению Тэтчер, профсоюзы негативно влияли на парламентскую демократию и экономические результаты ввиду регулярных забастовок.

Забастовка шахтеров 1984—1985 гг. стала крупнейшим проявлением конфронтации между профсоюзами и британским правительством.

В марте 1984 г. Национальное управление угольной промышленности предложило закрыть 20 из 174 государственных шахт и сократить 20 тыс. рабочих мест (всего в отрасли работало 187 тыс. человек). Две трети шахтеров страны под руководством Национального союза горняков объявили общенациональную забастовку, а уже летом к шахтерам присоединились работники транспорта и металлургии.

Забастовка охватила всю страну и затронула многие отрасли экономики. Тэтчер отказалась принять условия бастующих и сравнила претензии шахтеров с фолклендским конфликтом, случившимся за два года до этих событий: "Нам пришлось бороться с врагом за пределами страны, на Фолклендских островах. Мы всегда должны знать о враге внутри страны, с которым труднее бороться и который представляет бо́льшую опасность для свободы".

Спустя год после начала забастовки, в марте 1985 г., Национальный союз горняков был вынужден отступить. Ущерб для экономики страны от этих событий оценивался по меньшей мере в 1,5 млрд фунтов стерлингов. Правительство Великобритании закрыло в 1985 г. 25 нерентабельных шахт, а к 1992 г. их число составило 97. Оставшиеся шахты были приватизированы. Последующее закрытие еще 150 угольных шахт, часть из которых не была убыточной, привело к тому, что десятки тысяч человек лишились работы.

Для борьбы с растущей безработицей правительство Тэтчер также пересмотрело систему помощи безработным: была урезана социальная помощь, снято регулирование квартирной платы государством, стимулировались неполный рабочий день, более ранний выход на пенсию, профессиональная переподготовка на более востребованные специальности, переезд в менее благополучные регионы страны[112]. Кроме того, стимулировалось развитие мелкого бизнеса.

Тяжелый урок

И хоть текущий кризис в Европе не является столь тяжелым как кризис в Британии в 70-х, есть ряд очевидных параллелей. Прежде всего, от кризиса не застрахован никто, даже крайне развитая экономика Британии в конце 60-х в результате непродуманной экономической политики столкнулась с тяжалейшим кризисом. Нефтяные кризисы, конечно, оказывают очень пагубное влияние, но они лишь усиливают от, что уже происходит в стране. Другие страны с развитой экономикой, такие как Франция и особенно Германия пережили этот период с куда меньшими потерями.

Финансовое спасение Британии в 70-х стало поворотным моментом для МВФ, в последствии фонд использовал аналогичные жесткие меры в кризисных ситуациях. Данная методика была опробована во многих странах в последующие десятилетия: Греции (1978, 2010), Мексике (1982, 1994), Индии, России (1996, 1998), Южной Корее (1997), Таиланде (1997), Индонезии (1997), Бразилии (1998, 2002), Аргентине (2001), Сейшельских островах (2008), Исландии (2008), Венгрии (2008), Украине (2010, 2014) и многих периферийных странах еврозоны (2010).

Тем не менее, британский пример показал, что финансовая помощь внешних кредмторов может быть необходимым условием для выхода серьезного экономического кризиса, однако это не есть достаточным условие. В стране, столкнувшейся с кризисом, должно быть прочное правительство, способное провести сложные реформы. В Британии ситуация была иная, после первоначальной стабилизации экономический коллапс разразился с новой силой.



Источник: vestifinance.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится1



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map