Крупнейшие экспортеры нефти последовательно снижают цены. В пятницу Иран вслед за Саудовской Аравией снизил цены поставок в азиатские страны. При этом в Тегеране назвали происходящее «ценовой войной, развязанной саудитами». Между тем российские чиновники до недавнего времени уверяли граждан, что именно Саудовская Аравия является основным гарантом комфортных для России нефтяных цен.
Стоимость по всем азиатским контрактам Ирана на поставки в ноябре снижена на 1 долл. Ожидается, что поставки нефти из Ирана в ноябре пойдут по цене 96,44 долл. за баррель вместо прежних 97,26 долл. за баррель. К слову, ранее цены по азиатским контрактам на 1,2 долл. снизила и Саудовская Аравия – до 90,02 долл. за баррель.
Помимо этого, в прошлом месяце страна увеличила и объемы добычи своей нефти. В частности, в сентябре добыча была увеличена до 9,7 млн барр., в то время как еще в августе она составляла 9,6 млн барр. в сутки, говорится в докладе ОПЕК. При этом страна увеличила объемы добычи в тот момент, когда цены на нефть упали ниже 100 долл. за баррель, цены, которую сама Саудовская Аравия ранее называла для себя приемлемой и справедливой.
Министр нефти Ирана Биджан Намдар Занганех заявил, что «действия отдельных стран по снижению цен на свою нефть не могут рассматриваться как война за понижение глобальной цены». Однако источники агентства Mehr в Государственной нефтяной компании Ирана заявили: «Иран продолжит поставлять нефть по цене, которая определяется рынком, и не планирует вступать в ценовую войну, которую начали саудиты».
К слову, глава Минфина Антон Силуанов всего несколько дней назад говорил, что именно Саудовская Аравия не заинтересована в снижении цен на нефть. По его мнению, бюджет основного экспортера нефти сбалансирован на уровне цены 80–85 долл. за баррель, и ниже этого уровня они упасть не смогут. К тому же, прогнозируют в Минфине, в ближайшее время цена на нефть должна стабилизироваться на отметке 90 долл. за баррель. «Не исключено, что в 2015 году будет краткосрочное снижение до 85–80 долл. за баррель. В среднесрочной же перспективе стоимость нефти не изменится существенно, резкого провала не произойдет», – говорит глава департамента долгосрочного прогнозирования Минфина Максим Орешкин.
Правда, с таким прогнозом не согласен глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он делает более смелые предположения относительно стоимости барреля нефти. В ближайшие пять–семь лет цены на нефть не только не снизятся, но возрастут до 150 долл. за баррель за счет разработки арктических месторождений. «Зрелые месторождения, которые разрабатываются сейчас в мире, истощаются, а эта арктическая нефть – высококачественная, поэтому рынку определенно придется заплатить нам ту цену, которая оправдает наши вложения», – пояснял он. К тому же, сообщал ранее Сечин, цена на нефть ниже 90 долл. за баррель снизиться не может.
Иначе видит интересы Саудовской Аравии председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин. Он предполагает, что Саудовская Аравия за счет наращивания объемов добычи нефти может сохранить доходы и при более низкой цене.
Бывший же глава Минфина Алексей Кудрин выдвигает «конспирологическую теорию» сговора американцев с основными экспортерами для того, чтобы добиться снижения нефтяных цен. «США и Саудовская Аравия могли договориться об увеличении добычи и соответственно предложения на рынке с целью понизить цены на черное золото», – сообщил Кудрин в эфире Первого канала. По его мнению, удерживать низкую цену можно в течение года.
В принципе это по силам Саудовской Аравии. Еще в июне 2014 года власти страны рассматривали возможность создания Национального резервного фонда, в который перечислялось бы до трети доходов бюджета, полученных за счет роста цен на нефть. Только в прошлом году поступления в бюджет страны превысили величину расходов на 55 млрд долл., а за период с 2011 по 2013 год размер профицита оценивается в 232 млрд долл. В Суверенном фонде Саудовской Аравии сейчас накоплено более 750 млрд долл.
Россия же подобным запасом прочности, увы, не обладает. По оценке Минфина, Резервный фонд РФ по состоянию на 1 сентября составляет всего 91,7 млрд долл., а Фонд национального благосостояния – 85,3 млрд долл. Однако на случай резкого снижения цен на нефть глава ведомства Антон Силуанов предлагает ряд экстренных мер. «Мы планируем в этом случае использовать резерв, который у нас не распределен в бюджете. Пока это 70 млрд руб., но мы надеемся еще увеличить его на 100 млрд, – заявил Силуанов. – Второе – это право использовать средства Резервного фонда – 500 млрд руб.», – цитировал Силуанова «Прайм».
Эксперты «НГ», в отличие от Кудрина, в конспирологическую теорию не верят. По мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, Россия фактически стала заложницей ценовой войны Саудовской Аравии и США. «Саудовская Аравия и США сейчас выступают по разные стороны баррикад. Саудовская Аравия, снижая цену на нефть, по сути, идет против США», – уверен эксперт. Причина столкновения кроется в американской сланцевой революции. «В результате добычи США сланцевой нефти Саудовская Аравия потеряла выгодный для себя рынок и вынуждена была переключиться на азиатские рынки», – добавляет он.
Ведущий эксперт уверен, падать ниже 80 долл. за баррель основной экспортер нефти не сможет, однако цена в 80 долл. сможет пошатнуть добычу американской сланцевой нефти. «Сейчас комфортной ценой для американской сланцевой нефти называется предел в 89 долл. за баррель, и в случае падения этой цены США придется сворачивать ее добычу», – считает Танкаев. Возможно, именно на это и рассчитывают в Саудовской Аравии, рассуждает он.
К тому же, добавляет он, Иран скорее всего просто был вынужден пойти на снижение цены. «Иран не заинтересован в цене ниже 100 долл. за баррель, но продавать нефть он будет по той цене, по которой ее готовы покупать», – говорит Танкаев.
Очевидно, многое может решиться на ближайшей встрече ОПЕК, запланированной на конец ноября. «ОПЕК должен будет обсудить размер квоты на добычу нефти», – говорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. В противном случае возникает вопрос относительно будущего ОПЕК как организации, выступающей в качестве регулятора рынка нефти.
При этом, уверены эксперты, даже если и произойдет снижение цены до 80 долл. за баррель, оно не будет долгим. «До Нового года цена должна вернуться к уровню 100 долл. за баррель», – прогнозирует Рустам Танкаев.