«Expert Online» 09 окт 2014, 15:25
Нефтяные страны раскололись по поводу ценовой политики на углеводороды. «Бедные» страны призывают страны ОПЕК защитить себя от падения цен на нефть. А «Богатые» страны нефтяного картеля поддерживают снижение цен за счет высоких объемов добычи, так как это повышает их конкурентоспособность на фоне растущего предложения в США
Венесуэла намерена работать со странами ОПЕК, чтобы предотвратить дальнейшее падение на нефть на мировом рынке. Власти этой страны уже подготовили соответствующие предложения, заявил министр иностранных дел Венесуэлы Рафаэль Рамирес.
"Мы станем активно работать со странами ОПЕК для предотвращения снижения цен на нефть. Мы уже подготовили наше предложение по этому поводу", - сообщил Рамирес на пресс-конференции по итогам переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. "У нас есть свои интересы, интересы нефтедобывающих стран, которые мы должны защищать», - добавил он.
Также Рамирес отметил активное сотрудничество с Россией в нефтяной промышленности. "Роснефть" является активной
компанией, которая представлена на нашем рынке нефти", сказал министр, напомнив, что «Роснефть» имеет право на добычу значительного количества нефти на месторождении Ориноко.
Бюджет Венесуэлы очень сильно связан с ценами на нефть, и чтобы он на постоянной основе сложился бездефицитным, стоимость барреля должна составлять не менее 161 долларов, отмечает аналитик МФЦ Анна Линевская. Естественно, что такой цены пока не достигнуть. С другой стороны, добыча "черного золота" внутри Венесуэлы слишком мала в общей канве мировой добычи, чтобы страна могла диктовать свои условия по ценовой политике. Любое резкое снижение цены на нефть негативно отразится на платежеспособности страны. Между тем, в предложении Венесуэлы есть рациональное зерно: страны-члены ОПЕК действительно должны максимально взаимодействовать, чтобы удерживать цены на энергоносители на ровных отметках, не позволяя появиться таким провалам, как сейчас.
И в самом деле, беспокойство Венесуэлы как страны, бюджет которой формируется в основном от нефтегазовых доходов, вполне понятно. Однако не факт, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов, что данная проблема может быть решена в рамках ОПЕК, и не только из-за позиции Саудовской Аравии, которая строго следует в фарватере США, иногда даже в ущерб собственным интересам.
Мировая торговля вступает сегодня в новую эпоху, которую можно охарактеризовать как частичную дезинтеграцию, объясняет эксперт. Медленно, но верно страны отказываются от доллара в международных расчетах. Пока держится главный бастион долларовой системы – Китай, жестко привязавший курс юаня к доллару. Но рано или поздно такая политика завершится, и мир окончательно перейдет на двусторонние расчеты с жестким квотированием объемов поставок и, возможно, неявной привязкой валют в международных расчетах к золоту. Это в числе прочего убьёт такое понятие как постоянные сверхдоходы в нефтегазовой сфере (хороший пример тому - поставки «Роснефти» в Китай в рамках полученных кредитов под покупку «Юкоса» или ТНК-ВР).
Поэтому Венесуэле (как и другим нефтедобывающим странам) можно только посочувствовать – шансов на возврат «тучных времен» сейчас объективно очень мало, полагает Дмитрий Адамидов. Правда, излишне и посыпать голову пеплом не стоит – нефть по вполне объективным причинам не сможет уйти надолго ниже 80 долларов за баррель.
Лидеры ОПЕК - Саудовская Аравия, Кувейт и OAЭ - могли бы остановить падение цен на нефть за счет сокращения объемов добычи. Участники картеля действительно будут обсуждать возможность сокращения квот на добычу на конференции 27 сентября1. Другой вопрос, будет ли принято решение о сокращении добычи? Эксперты считают, что это маловероятно
Но, отмечает ведущий аналитик брокерской компании FBS Кира Юхтенко, в настоящий момент нефтяной картель расколот ценовой войной на две части. «Бедным добывающим странам падение цен грозит глубоким дефицитом бюджета. Богатые страны картеля, наоборот, поддерживают снижение цен за счет высоких объемов добычи, так как это повышает их конкурентоспособность на фоне растущего предложения в США. Кроме того, Штаты не скрывают свою заинтересованность в ослаблении экономики России, сидящей на нефтяной игле. В обмен на эту услугу США готов помочь арабским странам в защите границ от халифата. Эр-Рияд, например, на минувшей неделе понизил цену по поставкам в следующем месяце без традиционной консультации с другими членами ОПЕК. Такие примеры история уже знает: в 1990-х годах сотрудничество Вашингтона и Саудовской Аравии привело к обвалу нефтяных котировок и поспособствовало распаду СССР».
Цена ниже 90 долларов за баррель является некомфортной для российского бюджета. А вот Саудовской Аравии, лидеру нефтедобычи на ближнем Востоке, для балансировки бюджета будет достаточно цены 85 долларов за баррель. Королевство готово компенсировать снижение цен наращиванием объемов добычи. Между тем, по расчетам компании FBS, извлечение около 70% американских запасов останется целесообразным при цене 75 долларов за баррель. Если предположить, что добыча продолжит расти, а спрос со стороны Европы и Китая продолжит снижаться, мы сможем увидеть просадку цен к 85-83 за баррель в ближайшие месяцы, полагает Кира Юхтенко.
Действительно, сама по себе Венесуэла вряд ли сможет действительно серьезно повлиять на нефтяные цены, согласен управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. Несмотря на то что это страна с самыми большими на сегодняшний день доказанными запасами нефти (порядка 295 млрд баррелей), это запасы по большей части тяжелой нефти, во-первых, и во-вторых объем добычи сравнительно небольшой - всего около 2,5 млн баррелей в день, что составляет менее 3% от мировой нефтедобычи (для сравнения Россия добывает порядка 10,5 млн баррелей).
Тем не менее, если эта инициатива получит поддержку в ОПЕК, то последнее падение нефтяных цен вполне вероятно удастся прекратить. «На мой взгляд, – говорит Платон Магута, - цены на нефть уже снизились достаточно сильно, до конца года наиболее вероятно возвращение в коридор 95-100 долларов за баррель по марке Brent. Многое будет зависеть от динамики доллара на мировом рынке, но ключевой фактор все же спрос - в случае его восстановления цены вернутся выше 100 долларов за баррель. Пока что спрос довольно слаб из-за плохой конъюнктуры экономики еврозоны, Китая и Японии. Источник: expert.ru.
Рейтинг публикации:
|