Низкие цены на нефть и увеличившийся отток капитала давят на курс рубля, заявил главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. По его словам, пока цена на нефть не вернется к 100 долларам за баррель, для укрепления рубля не будет веских оснований
Разговоры о том, переоценен рубль или недооценен, бесконечны, считает Клепач, этим летом покинувший пост замминистра экономического развития. «Действительно, после серьезного снижения рубль обычно отскакивает назад. Я не думаю, что сейчас есть условия для обратного отскока, потому что отток капитала увеличился», – сказал Клепач.
Ранее в сентябре Минэкономразвития признало, что внешнеполитические риски и ситуации вокруг АФК «Система» могут спровоцировать ускорение оттока капитала из России. По итогам 2014 года он может на $20 млрд превысить официальный прогноз в $100 млрд, заявил замминистра Алексей Ведев.
Центробанк оценивает отток капитала в этом году на уровне $90 млрд, рассчитывая, что во втором полугодии его темпы существенно снизятся. За второе полугодие чистый отток капитала может составить около $20 млрд по оценке Центробанка.
На курс рубля давит и цена на нефть, считает Клепач. «Если она вернется на уровень 100 долларов, то рубль действительно отскочит. Если она останется колебаться в пределах от 93 до 97 долларов, то думаю, что в краткосрочном плане для его укрепления условий нет», – заявил главный экономист ВЭБа.
В первой половине сентября котировки нефти Brent упали ниже отметки $100 за баррель. Российская нефть Urals торгуется ниже сотни уже с августа. «Ожидаем сохранения цен на Brent на уровнях 96-98 долларов, WTI – на 92-94 долларов», – отметил сегодня аналитик Nordea Денис Давыдов.
Ухудшение конъюнктуры вынудит власти искать внутренние источники для заимствований, считает Клепач: «800 млрд – 1,2 трлн рублей – это примерно тот ресурс, который мы привлечь с внешних рынков не можем, надо искать внутри страны».
По его словам, внутри страны есть два крупных источника заимствований – «это ФНБ в первую очередь, где около 3 трлн рублей, но часть этих денег уже вовлечена в те или иные проекты. Не связанная часть – это примерно 1,3 трлн». Во-вторых, это ЦБ, который может выступить долгосрочным кредитором.
«Если мы используем примерно 1-1,3 трлн – это будет означать, что все средства ФНБ будут использованы. По сути дела, нужен другой подход к тому же ВЭБу, определенное задание для Россельхозбанка: в этих условиях нужно менять политику, в большей степени быть институтом развития, который закрывает недостаток рыночного кредитования», – заявил Клепач.