За время независимости кредитование МВФ стало неотъемлемой частью украинской экономической реальности. Да и политической тоже. Как написал с иронией один из журналистов, с тех пор, как в 1992 году Украина присоединилась к МВФ, Фонд вошел в нашу жизнь плотнее, чем шампунь от перхоти и памперсы для грудничков: его деньги – половина украинского бюджета. Это было сказано в кризисном 2009 году, но и сейчас остается актуальным.
Министерство финансов разделяет историю отношения между Украиной и МВФ на пять этапов, в течение которых была получена финансовая помощь на общую сумму около $18 млрд. Деньги использовались для поддержки курса национальной валюты, финансирование дефицита платежного баланса, пополнение валютных резервов НБУ. Проводились технические консультации по формированию бюджетной политики Украины, постоянные мониторинги состояния государственных финансов. И поскольку Украина выполнила не все свои обязательства в рамках данных программ (в частности, провела пенсионную реформу, но не поднимала коммунальные тарифы), то большая часть средств предыдущей программы так и не была получена правительством Николая Азарова.
Министерство финансов разделяет историю отношения между Украиной и МВФ на пять этапов, в течение которых была получена финансовая помощь на общую сумму около $18 млрд. Деньги использовались для поддержки курса национальной валюты, финансирование дефицита платежного баланса, пополнение валютных резервов НБУ
Украина начала активно сотрудничать с Международным валютным фондом по причине глобального экономического кризиса. В конце октября 2008 года МВФ принял решение о выделении Украине кредита в размере $16,5 млрд. на 15 лет под 4% годовых в рамках программы stand-by для преодоления проблем в экономике. По ней было выделено три транша на общую сумму почти $11 млрд.
Новое правительство Украины, сформированное в марте 2010 года после президентских выборов, продолжило сотрудничество с Фондом, только уже в рамках новой программы. В июле 2010 года МВФ одобрил программу сотрудничества stand-by на общую сумму более $15,5 млрд. Согласно договоренностям, в 2011 году Фонд должен был ежеквартально выделять Киеву по $1,5 млрд. для поддержки реформ. Но при условии проведения этих реформ правительством Украины. Однако из-за невыполнения украинской стороной взятых на себя обязательств стране в 2011 году не удалось получить ни одного транша МВФ.
Несмотря на это, еще по состоянию на август-2010 Украина была вторым после Румынии крупнейшим должником МВФ. Эксперты подсчитали, что каждый пятый доллар суммарного долга всех стран мира перед МВФ – долг Украины. Наша страна получила только один транш в размере $1,89 млрд. из общей суммы более $15,5 млрд., предусмотренных программой сотрудничества stand-by, которая была утверждена в июле 2010 года. В 2012 году эта программа завершилась. И особой настойчивости в согласовании нового Меморандума украинская сторона не проявляла.
Однако в связи с наступившим кризисом в стране украинское правительство весной 2014 года вновь обратилось за срочной помощью к международным партнерам. Директора МВФ в конце апреля 2014 года утвердили двухлетнюю кредитную программу stand-by , которая предусматривает выдачу кредита на $17,01 млрд. Первый транш в размере $3,19 млрд. был получен в мае, второй ожидался 25 июля.
Но когда приближался срок получения второго транша, в МВФ решили отложить предоставление кредита до сентября. Официально причина для такого затягивания названа не была. Существует много версий, основная из которых – что Украина не выполнила все пункты Меморандума
Но когда приближался срок получения второго транша, в МВФ решили отложить предоставление кредита до сентября. Официально причина для такого затягивания названа не была. Существует много версий, основная из которых – что Украина не выполнила все пункты Меморандума, в том числе не удержала бюджетный дефицит и курс гривны. Но эти слухи развеяли слова спикера МВФ Джерри Райс, который накануне заседания совета директоров МВФ, 28 августа, на регулярном брифинге в Вашингтоне заявил, что украинское правительство выполнило все (!) требования, выдвигаемые МВФ для получения очередного транша.
Есть и популярная политическая версия: дескать, нам не хотели давать деньги на войну. Поскольку основная часть средств уходит на финансирование АТО, возникает необходимость уменьшения других статей бюджета, а для закрытия дыр используются деньги, выделенные Фондом. То есть напрямую ресурсы МВФ на финансирование АТО не используются – их назначение постоянно проверяется представителями Фонда. Но все же существует косвенная связь между средствами МВФ и проведением АТО, а финансирование международной организацией военных действий является недопустимым.
Свою роль также сыграло и заявление премьер-министра Украины Арсения Яценюка об отставке. В пользу последней версии говорит высказывание главы МВФ Кристин Лагард, озвученное 25 июля, что невозможно финансировать страну, правительство которой не может договориться между собой.
По нашему мнению, все это не совсем так. Удивившее многих решение со стороны МВФ может быть вызвано тем, что Фонд планировал оказывать поддержку Украине вместе с другими международными организациями и странами. В июле 2014 года планировалось получить от Мирового банка $1,175 млрд., ЕС – еще $707 млн., ЕБРР – $373 млн. и ЕИБ $340 млн., но ничего этого не произошло. Проще говоря, в одиночку МВФ было бы трудно поддерживать Украину, расходы который с каждым днем все растут и растут. И он склонился к созданию своего рода «пула кредиторов». Исходя из этого, Фондом, возможно, и было принято решение о переносе второго транша на осень этого года.
Конечно, у МВФ опасения вызывала ситуация в экономике и динамика увеличения дефицита бюджета. За 1-е полугодие 2014 года его размер составил 22 686,3 млн. грн. (для сравнения, в 2013 году этот показатель составил 22 740,5 млн. грн, 6 707,4 млн. грн.– в 2012-м, 10 957,0 млн. грн. – в 2011-м)
На упомянутом выше брифинге в МВФ была публично выражена поддержка ключевым целям программы сотрудничества с Фондом, а также позитивно оценены действия со стороны Всемирного банка, Совет исполнительных директоров которого 7 августа принял решение о выделении $500 млн. в рамках кредита финансовому сектору Украины.
Конечно, у МВФ опасения вызывала ситуация в экономике и динамика увеличения дефицита бюджета. За 1-е полугодие 2014 года его размер составил 22 686,3 млн. грн. (для сравнения, в 2013 году этот показатель составил 22 740,5 млн. грн, 6 707,4 млн. грн.– в 2012-м, 10 957,0 млн. грн. – в 2011-м). В Фонде также прекрасно понимают, что стране необходимо финансировать АТО, платить за импортируемые энергоресурсы, выплачивать заработные платы и пенсии.
По данным Государственной службы статистики, сокращение производства в Луганской области в июле месяце составило 56%, в Донецкой – 28,5%. Наиболее пострадали угольная отрасль, машиностроение, химическая промышленность, которые являются одними из наиболее прибыльных в Украине. Большинство товаров, идущих на экспорт, производились именно в этих сферах. Уменьшение объемов производства вызвало уменьшение валютной выручки, и как результат – обвал гривны. В таких условиях МВФ в любом случае было над чем подумать, прежде чем выделять второй транш кредита.
Но решение принято. Деньги, по некоторым данным, могут поступить уже завтра, 3 сентября. Куда их потратить, правительство уже решило. Министр финансов Александр Шлапак в интервью журналистам 20 августа сообщил, что полученные $1,4 млрд. предполагается распределить следующим образом: $1 млрд. – на пополнение бюджета, $400 млн. – в резервы НБУ.
Благодаря ресурсам МВФ Украине удастся избежать дефолта и частично компенсировать потери экономики (спад которой к концу года по самым оптимистическим прогнозам достигнет 7%), а также поддерживать стабильность гривны
Благодаря ресурсам МВФ Украине удастся избежать дефолта и частично компенсировать потери экономики (спад которой к концу года по самым оптимистическим прогнозам достигнет 7%), а также поддерживать стабильность гривны. Хотя ранее предполагалось, что все ресурсы будут переданы НБУ, а также часть будет направлена на погашение внешних долгов.
Но возникает новый вопрос по поводу сроков и размеров получения третьего и четвертого траншей. Ранее планировалось, что третий и четвертый транши МВФ поступят в Украину 25 сентября и 15 декабря соответственно. Поскольку со вторым траншем вышла задержка, график выдачи кредита немного сдвинулся. В связи с обращением украинского правительства на заседании совета директоров 30 августа Фондом было принято решение об объединении следующих двух траншей, однако МВФ еще не озвучил дату выделения следующих траншей.
И вместо послесловия. Финансовую помощь со стороны МВФ можно воспринимать по-разному. Однако сейчас это, несомненно, очень важный шаг со стороны мировой организации, который может послужить сигналом для оказания поддержки от других партнеров.
Украинское правительство планирует получить в 2014 году финансовой помощи на общую суму $14 млрд. от разных стран и организаций. Правительства Японии и Канады обещали выделить Украине по $100 млн., но реальные действия наблюдаются лишь со стороны Японии – в пятницу, 29 августа, Украине была перечислена обещанная сума. Вдобавок ожидается получение следующего транша от Всемирного банка на суму $324 млн., но он будет предоставлен на реформы в здравоохранении при условии существования достойного проекта в Министерстве.
Поэтому наиболее реальным остается финансирование, которое может предоставить МВФ. Только эта организация может за достаточно короткое время оказать довольно большую финансовую помощь. Других альтернатив для Украины нет. Фактически суммы, которые выделяет МВФ, помогают нашей стране удержаться на плаву в нынешней ситуации и не допустить дефолта по внешним и внутренним обязательствам. Привлекать деньги внутри страны невозможно – платежеспособность населения с каждым днем все больше падает. Необходимо развивать партнерские отношения с другими странами, но это процесс не сиюминутный и требующий больших усилий. Правительству сейчас не до того: его внимание полностью сконцентрировано на событиях на востоке страны и поддержке валютного курса.