Украинская экономика сломлена войной
Дела Украины и без того шли плохо, но поддерживаемое Россией восстание сепаратистов на востоке покалечило экономику страны.
В Киеве не проходит почти ни дня без новостей об увольнениях и сокращениях зарплат. Привычные пробки на дорогах почти исчезли, а в субботу вечером в барах и ресторанах очень мало посетителей.
Легко заметить разочарование местных, когда они проходят мимо обменных пунктов: гривна в свободном падении – в этом году её курс упал на рекордные 40 процентов по отношению к доллару. Сейчас гривна – самая отстающая валюта в мире. Даже у сирийского фунта дела идут лучше.
За последние полгода Украина прошла через кровавую революцию, лишилась части своей территории, которую забрала Россия, а сейчас переживает разгар худшего военного конфликта со времён Второй мировой войны. Денежные запасы истощены; украинская экономика ломается под тяжестью войны, и патриотизма будет не достаточно, чтобы нейтрализовать последствия рецессии.
«Сегодня в мировой экономике есть две новости. Первая новость – Аргентина объявила дефолт. Вторая новость – Украина не объявила дефолт и никогда его не объявит» торжественно похвастался украинский премьер-министр Арсений Яценюк 31 июля, после того как парламент подготовил почву для очередного займа у Международного валютного фонда на 1,4 млрд. долларов.
На самом деле, проводя параллели между Украиной и Аргентиной можно отметить, что экономические данные не поддерживают оптимизма правительства. Действительно, за прошедшие пять лет обе страны прошли через три рецессии, и обе попали в длительную и опасную инфляционную спираль. Но по прогнозу местных властей и МВФ в этом году ВВП Украины упадёт на 7 процентов, а цены поднимутся почти на 20 процентов. По новым данным, во втором квартале 2014 года экономика Украины сократилась ещё больше. Рецессия продолжается больше двух лет, но политический кризис этого года серьёзно ухудшил экономические проблемы страны. Дела Украины и без того шли плохо, но поддерживаемое Россией восстание сепаратистов на востоке покалечило экономику страны.
Ранее в этом году, при поддержке других финансовых учреждений и иностранных правительств, МВФ бросил Украине «спасательный круг» в 27 млрд. долларов для предотвращения дефолта. Это третье соглашение о предоставлении помощи Украине с 2008 года, и директор МВФ Кристин Лагард предположила, что в этом году Украине может понадобиться ещё больше помощи.
На мировых финансовых рынках украинские облигации уже стали бросовыми. В июле доход по ним составил всего 0,2 процента – один из наихудших показателей во всей восточной Европе, но не хуже российских облигаций. Сегодня аналитики предупреждают, что украинский экономический беспорядок омрачил прогноз для всей Европы, как раз в то время, когда восстановление Еврозоны наконец начало набирать обороты.
Влияние экономического спада остро ощущается среди обычных украинцев. Многие отложили свой бизнес и карьеру чтобы помочь революции Майдана, но после того как дело было сделано облегчение не наступило.
«Каждый день я спрашиваю себя – когда закончится этот кризис? Прошли месяцы, но я до сих пор не могу сделать даже самое смелое предположение» рассказывает владелица агентства по организации мероприятий Ольга Иванова. Будучи одной из самых молодых лидеров в этой сфере, Ольга открыла свой первый бизнес несколько лет назад. Дела шли хорошо, пока в конце 2013 рынок вдруг не рухнул с началом революции. Ольга рассказывает: «Месяцами я надеялась на быстрое восстановление после революции. Но потом началась война и теперь я просто не могу себе позволить ждать дальше». Ей пришлось объединить свою компанию с бедствующим конкурентом, чтобы у обоих был шанс выжить.
Несмотря на усиливающееся экономическое давление, многие украинцы продолжают жертвовать всё что могут на поддержку украинской армии в её борьбе против пророссийских повстанцев на востоке страны. Правительству с трудом удаётся оплатить военные счета, поэтому кое-как снаряжённые солдаты зависят от этих пожертвований.
Тридцать первого июля, в поспешном голосовании парламент Украины одобрил принятие дополнительных 743 млн. долларов для армии, которая в противном случае с первого августа осталась бы без копейки. Законодатели решили финансировать военные расходы с помощью дополнительного повышения налогов, в числе которых обязательный для всех украинцев «военный налог» в 1,5 процента.
Однако это даже близко не покроет все расходы на войну. По данным министерства финансов, для восстановления разрухи на востоке Украины стране потребуется как минимум 600 млн. долларов. У Киева есть максимум половина этой суммы, а ожесточённые бои в регионе продолжаются.
Несмотря на это, новоизбранный президент Пётр Порошенко и его правительство сразу после окончания войны обещают миллиарды долларов иностранных инвестиций, в данный момент находящиеся на рассмотрении. Украина остаётся одним из наиболее неблагоприятных в мире мест для ведения бизнеса, а ключевые антикоррупционные реформы застопорились. Недавняя попытка премьер-министра Арсения Яценюка уйти в отставку вследствие напряжённой обстановки в парламенте лишь подчёркивает политическую турбулентность, которую до сих пор не может преодолеть Украина. Запланированные на этот октябрь парламентские выборы приведут к ещё большей политической и экономической неопределённости.
Таким образом, после народного восстания, полного надежд и мечтаний о лучшем будущем, углубившийся экономический кризис стал для украинцев холодным душем. В прямом смысле.
Четвёртого августа новоизбранный мэр Киева Виталий Кличко объявил, что он перекроет всю горячую воду в украинской столице, по крайней мере до конца сентября. Этот шаг, поддерживаемый муниципалитетами по всей стране, должен способствовать экономии энергии, чтобы Украина смогла пережить грядущую зиму, не завися от российского газа. Без горячей воды будут страдать миллионы малоимущих украинцев; страна до сих пор существенно опирается на советскую систему энергетически-нерационального централизованного отопления.
Растущая нехватка газа может стать последней чертой для украинской экономки. В то время как основные отрасли украинской промышленности начинают реализацию чрезвычайных планов, чтобы сократить расходы на потребление газа и отопление, аналитики не могут представить этого без дополнительных и значительных сокращений производительности. Это спровоцирует очередное глубокое погружение украинской экономики, которое у страны нет сил пережить.
Источник перевод для MixedNews — Анастасия Букина Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|