Федеральный и региональные бюджеты испытывают недостаток средств. Правительство РФ обсуждает сразу несколько вариантов увеличения доходов казны. Среди них повышение ставок НДС и НДФЛ, введение дополнительного налога с продаж, увеличение страховых взносов. Какой из способов даст максимальный результат и при этом меньше всего отразится на экономике страны и бизнесе?
Специалисты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России провели исследование и попытались проанализировать результаты от принятия различных налоговых решений. Итоги этой работы содержатся в отчете "Повышение налогов: сравнение альтернатив". К примеру, в основных направлениях бюджетной политики на 2015-2017 гг. значится введение налога с продаж с 2015 г. со ставкой 3%. По расчетам минфина, дополнительные налоговые поступления от введения такого налога составят 200 млрд руб. в год. Последствием введения налога, по мнению специалистов ЦМИ Сбербанка, станет повышение розничных цен на величину налога. Однако при освобождении некоторых товаров и услуг (базовые продовольственные товары, услуги ЖКХ и т.д.) от уплаты налога можно снизить инфляционные последствия. "Мы оцениваем максимальный одномоментный скачок общего уровня цен в 2,1%", - говорится в отчете. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи продавцов. Но даже в этом случае объем розничных продаж снизится на 1%, что снизит ВВП на 0,5 пп. Эксперты отмечают еще несколько недостатков введения этого налога. "Собираемость этого налога отличается катастрофической диспропорциональностью. В начале 2000-х годов, когда этот налог применялся, более половины всех поступлений по нему аккумулировалось только в трех субъектах России - Москве, Московской области и Санкт-Петербурге", - считает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".
Идея повышения ставки налога на прибыль выглядит перспективно. Текущая ставка налога составляет 20%. Налог в 2013 г. принес консолидированному бюджету РФ 8,6% доходов (2,1 трлн руб.). Возвращение ставки к докризисному уровню (24%) может обеспечить около 380 млрд руб. дополнительных налоговых доходов. Это не решит проблему дефицита региональных бюджетов полностью, но значительно снизит ее остроту. Так в 2013 г. из общего числа регионов только шесть (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Камчатский край, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Алтай) свели бюджет с профицитом. По расчетам ЦМИ Сбербанка, дополнительные поступления от налога на прибыль потенциально помогут сделать бюджеты еще 6 регионов профицитными. К этим регионам относятся Курская и Сахалинская области, г. Москва, Республика Татарстан, Бурятия и Алтайский край.
Однако следует учесть, что нагрузка от повышения налога ляжет на бизнес. "Прежде всего от повышения налога пострадает маржа производителей", - говорится в отчете Сбербанка. Кроме того, это приведет к повышению цен на товары. Для экономики в целом негативный эффект связан со снижением величины частных инвестиций. Так, в исследовании налоговых режимов 50 развивающихся стран в период 1996-2007 гг. негативный эффект от повышения ставки налога на прибыль на 1 пп. оценивается в снижении величины частных инвестиций на 2,9%.
Обсуждается также повышение ставки страховых взносов с высоких зарплат. Сейчас работодатель отчисляет в ФОМС 5,1% от зарплаты сотрудника, не превышающей 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год страховой взнос взимается по ставке 10% и полностью направляется в Пенсионный фонд. Отчисления в ФОМС не взимаются. Минфин предлагает отчислять 5,1% в ФОМС со всего объема фонда оплаты труда. Таким образом, нагрузка на работодателей, имеющих только низкооплачиваемых работников, не вырастет. Остальные будут платить не 10, а 15,1% с зарплат свыше 52 тыс. руб. в месяц. Такая мера принесет примерно 200 млрд руб. дополнительных поступлений в ФОМС. Однако под угрозой оказываются планы властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест. Так как увеличение взносов с высоких зарплат повышает нагрузку тех компаний, которые задействуют высокопрофессиональный квалифицированный персонал. Кроме того, не исключено перераспределение заработных плат внутри организации в целях минимизации платежей.
Самым опасным для экономики страны эксперты считают рост НДФЛ. Это может привести к увеличению рынка "серых" зарплат более чем в два раза. Если в этом году, по данным Росстата, в России доля работающих "в тени" составляет 19% от общего числа занятых в экономике людей, то в 2018 году этот показатель может достигнуть 40% . "По статистике, в прошлом году после прекращения действия налоговых льгот по социальным выплатам количество ИП снизилось до уровня 2008 года - с 4 млн до 3,5 млн. При этом большинство бизнесменов не прекратили свою деятельность, а просто ушли "в тень", - напоминает генеральный директор компании "Финотдел" Денис Неретин.
Среди возможных вариантов увеличения доходов бюджета рассматривается также повышение НДС на 2 пп. (с 10 до 12 и с 18 до 20%). В 2013 г. поступления НДС составили 3,5 трлн руб., или 14,5% доходов консолидированного бюджета. НДС является косвенным налогом с самой высокой собираемостью. Согласно оценкам ЦМИ Сбербанка, повышение НДС с 18 до 20% приведет к одномоментному скачку цен максимум на 1,7%. Это негативно отразится на объеме розничных продаж, который снизится максимум на 0,8%, что эквивалентно снижению ВВП на 0,3-0,4 пп. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи производителей или продавцов.
Дополнительные налоговые поступления НДС составят порядка 375 млрд руб. А негативные косвенные последствия такого шага не такие серьезные, как от повышения других налогов. К примеру, рост НДС не скажется на объемах инвестиций. Кроме того, исследование компании "Финотдел" говорит о том, что только 15% респондентов намерены после увеличения налога на добавленную стоимость повысить цены на свою продукцию. Это связано с тем, что большинство микропредприятий использует упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Кроме того, эксперты отмечают, что НДС не увеличивает нагрузку на работодателей. Есть и еще несколько плюсов повышения НДС. "Повышение ставок само по себе не приведет к увеличению административной нагрузки. Кроме того, поступления по НДС в полном объеме аккумулируются в федеральном бюджете. За счет межбюджетных трансфертов они могут оптимально перераспределяться между регионами", - говорит Егор Батанов. Поэтому повышение этого налога эксперты считают наименее травматичным вариантом пополнения бюджета.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+