Конрад Фишер (Konrad Fischer)
Превращение образцовой страны в проблемный объект: в Финляндии растут государственный долг и безработица. Может быть, там начинается проблема европейского масштаба?
В течение довольно долгого времени материалы германских СМИ, посвященные Финляндии, носили сбалансированный характер, вполне в духе забавного интернет-сайта goodnewsfinland.com. Собственно, уже название сайта, который финансируется предпринимателями страны, задает тон: здесь представлены только положительные комментарии, так как сайт должен привлечь внимание инвесторов.
В Германии многих привлекали, прежде всего, великолепная система школьного образования, изобретательные компании, благоприятная социальная политика и низкий объем долга. Однако в последнее время даже самые горячие поклонники Скандинавии вряд ли найдут повод для похвалы: экономика Финляндии больше не является образцовой.
Госдолг удвоился
С тех пор как в 2008 году разразился финансовый кризис, госдолг Финляндии практически удвоился: он вырос с 54 миллиардов евро до 94 миллиардов евро, а уровень безработицы в скором времени может составить 10%. С июня 2013 года безработица выросла на 1,4 %. Правда, госдолг только сейчас достиг критического показателя и составляет 60% ВВП, однако все больше экспертов испытывают беспокойство по поводу негативной динамики.
Спад в экономике наблюдался и в 2012 году, и в 2013 году, а в текущем году темпы роста близки к нулю. Таким образом, Финляндия, наряду с Кипром, занимает худшие позиции среди стран еврозоны. Международное рейтинговое агентство Standard&Poors стало первым агентством, которое весной этого года понизило кредитный рейтинг Финляндии.
Два фактора подогревают опасения по поводу экономической ситуации в Финляндии. Во-первых, это кризис на Украине. Евросоюз пока лишь обсуждает ужесточение санкций против России, однако такой поворот событий кажется неотвратимым на фоне последних новостей из Украины. Финляндия, чья общая граница с Россией составляет 1300 км, больше всех пострадает в случае введения санкций.
Множество связей
Экономические отношения многогранны, так как Финляндия с давних пор является мостом между Западом и Востоком. Во время холодной войны финны занимали нейтральную позицию, и это обеспечивало благоприятные деловые отношения с восточным соседом. После падения железного занавеса и распада Советского Союза экономический крах последнего коснулся и Финляндии, но она никогда не разрывала контактов с бывшими оккупантами на Востоке.
В районе старого порта в Хельсинки возвышается лютеранский собор, а рядом сияют купола Успенского православного собора. Финляндия по сей день не является членом НАТО, хотя призывы к вступлению в Альянс все чаще раздаются ввиду действий России на Украине. Вопреки тому, что политическая дистанция между соседними странами увеличивается, экономические связи остаются тесными.
С одной стороны, речь идет об инвестициях россиян в Финляндии: многие приобрели недвижимость в стране и способствовали, таким образом, становлению и развитию рынка недвижимости. Состояние туристической отрасли, в том числе в Хельсинки, также сильно зависит от гостей из России.
Слабость экономики
Активную деятельность в России ведут финские предприниматели. Финский концерн Stockmann создал в России сеть филиалов, крупные финские деревообрабатывающие концерны получают значительные объемы российского сырья. И, конечно, существует неизменная тема энергетического сотрудничества.
В отличие от Швеции и Норвегии, в Финляндии отсутствуют сколько-нибудь значимые гидроэлектростанции, и, если не считать нескольких АЭС, страна полностью зависит от поставок энергоресурсов из России. Соответственно, Россия является крупнейшим поставщиком, и ее доля в общем объеме импорта составляет 18%.
Но это еще не все. К неблагоприятным сопутствующим условиям присоединяется фундаментальная слабость финской экономики. Несколько лет многим туманил взор успех, которого добилась компания Nokia в Финляндии. Кроме инновационного концерна, который временами обеспечивал 10% ВВП, в стране никогда не существовало множества перспективных компаний. Редким исключением является компания Kone, специализирующаяся на производстве лифтов.
Однако теперь, когда компания Nokia не такая крупная, как раньше, становится понятно, что в Финляндии осталась одна отрасль, которая имеет глобальную значимость: деревообрабатывающая и бумажная промышленность. Не требуется большой фантазии, чтобы диагностировать: в наш век повсеместного перехода на цифровой формат упомянутая отрасль экономики столкнется с проблемами.
За последние годы многим производственным предприятиям пришлось завершить свою деятельность. Проблема заключается в том, что эти предприятия расположены в структурно слабых областях, например, в Карелии вдоль границы с Россией. Правда, такие концерны как UPM надеются, что их новая продукция позволит добиться успеха в сфере возобновляемых источников энергии или в качестве поставщика комплектующих для автопроизводителей, но есть ли у этой продукции шансы на успех, покажет будущее.
Психологическое напряжение
Финскому обществу и предпринимателям сложнее всего с психологической точки зрения наблюдать за тем, что их страна теряет статус лидера в сфере технологий. В начале месяца корпорация Microsoft объявила о самом масштабном сокращении рабочих мест в истории предприятия, и отчасти это коснется сотрудников мобильного подразделения Nokia, приобретенного Microsoft. По всей видимости, завод, расположенный в городе Оулу, будет закрыт.
Несколько дней назад последовал очередной удар: американский телекоммуникационный концерн Broadcom объявил о закрытии центра разработок, также расположенного в Оулу. Это значит, что 600 сотрудников лишатся рабочих мест. Если вспомнить, что численность населения Финляндии составляет 5,5 миллионов человек, становится понятно, каково значение цифры "600" для финнов. Применительно к Германии сообщение могло бы выглядеть так: в стране сокращается 12 тысяч рабочих мест; на заводе Opel в Бохуме недавно сократили 5 тысяч рабочих мест.
В последние годы финские власти предприняли больше неверных шагов, чем правильных. Исторической ошибкой считается то, что в 2008 году, в разгар финансового кризиса, крупные политические партии решили выделить 20 миллиардов евро на поддержку экономики.
Никто не услышал тех, кто напоминал о позитивном опыте 90-х годов, когда страна справилась с кризисом благодаря структурным реформам. Экономический рост, который очень дорого обошелся, испарился, реформы отложены, остались только долги.
Обнадеживающие сигналы
Но просвет есть: агентство Moody’s подтвердило рейтинг на уровне ААА, ссылаясь на недавно проведенную реформу социальной системы. Помимо этого, в сфере программного обеспечения формируется инновационная площадка, которая посылает первые деловые импульсы.
Компания Google недавно приобрела финский стартап DrawElements, а конкурент Facebook купил две финские компании, которые специализируются на создании программного обеспечения. Это обнадеживающие сигналы, но их значимость для экономики пока не очень высока.
По-настоящему оптимистичным остается упомянутый интернет-сайт goodnewsfinland.com, который последнее время публикует всевозможные рейтинги, вселяющие надежду. Так, по данным Global Innovation Index, Финляндия занимает "четвертое место в списке инновационно развитых стран". По сведениям Failed State Index, финское общество одно из самых стабильных на Земле. Тем не менее, на данный момент каждый оценивает ситуацию в стране по-своему.
Осенью будет видно, кто оказался прав. Тогда будут обнародованы точные экономические показатели за первое полугодие, а также обновлены кредитные рейтинги. За горячей осенью может наступить мрачная зима.
Оригинал публикации: Europas nächstes Problem kommt aus dem Norden
|