Усиление экономического партнерства России и Китая поможет бизнесу крупных российских компаний, считают аналитики Сбербанка. Как отмечается в исследовании под названием «Российский орел. Разворот России в сторону Азии — эволюция, а не революция», выгоду от политической и экономической дружбы двух стран могут получить «Мечел», «Уралкалий», «Мостотрест» и Globaltrans.
Китай в первую очередь воспринимается как покупатель российского сырья, в том числе и через участие в разработке крупных месторождений. Основные надежды на будущее «Мечела» аналитики и представители компании возлагают на проект Эльгинского месторождения. Именно поставки с этого месторождения будут основным драйвером роста продаж, говорит представитель «Мечела». По его словам, поставки угля в Китай в 2013 году уже увеличились вдвое по сравнению с предыдущим годом — теперь Китай занимает около 39% в общем объеме продаж горнодобывающего дивизиона компании. В 2014 году компания планирует увеличить отгрузки в Китай еще на 20%.
Аналогичную ставку делают и в «Уралкалии», считают аналитики Сбербанка. У компании действует контракт с Китаем на экспорт 700 тыс. т продукции по 305 долл. за 1 тонну (компания сообщила об этом в январе 2014 года). «Уралкалий» в целом сохраняет своих основных клиентов, менеджмент компании начнет переговоры по новому контракту с консорциумом китайских компаний во главе со Cnampgc Holding Ltd. Corporation в сентябре, заявлял гендиректор Дмитрий Осипов в ходе пресс-конференции по результатам первого квартала 2014 года. По оценке Осипова, спрос на Востоке растет отчасти благодаря снижению цен.
А самый большой проект России и Китая — контракт на поставку газа в Китай, который был подписан «Газпромом» и китайской CNPC в мае 2014 года. Общая сумма сделки — 400 млрд долл. на 30 лет. Первые поставки газа в Китай по восточному маршруту могут начаться через четыре-шесть лет. Для обеспечения контракта будет строиться инфраструктура: Владимир Путин оценивал в мае общую сумму инвестиций, в том числе и с китайской стороны, в 70 млрд долл. Средства требуются для освоения Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Восточной Сибири, газ с которых будет поставляться в Китай, а также для строительства газопровода «Сила Сибири». Его протяженность составит 3,2 тыс. км, он пройдет от Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска. На строительство газопровода будет потрачено 55 млрд долл., говорил тогда Путин.
Сети и энергетика
В конце мая, во время визита Владимира Путина в Китай, компания «РусГидро» и ее «дочка» РАО «ЭС Востока» подписали два соглашения о сотрудничестве с китайскими компаниями PowerChina и Dongfang Electric. Первое соглашение рамочное — китайцы могут принять участие в программе развития малой гидроэнергетики, а договоренность с Dongfang предполагает строительство и ремонт электросетей и генерации на сумму до 78 млрд руб. Китайская компания готова принять участие в финансировании и реализации проекта строительства газотурбинной установки на Владивостокской ТЭЦ-2 с установленной электрической мощностью 93 МВт и тепловой мощностью 80 Гкал/ч, сообщал представитель РАО «ЭС Востока».
«РусГидро» уже имеет опыт сотрудничества с Китаем. После паводка, который прошел на Дальнем Востоке летом и в начале осени 2013 года, компания договорилась с китайской Sanxia о подписании соглашения об участии в строительстве противопаводковых гидроэлектростанций на Дальнем Востоке. Суммарные инвестиции в эти проекты могут превысить 380 млрд руб.
Во время визита Путина в Китай в мае 2014 года было подписано соглашение о намерениях по стратегическому сотрудничеству в области электроэнергетики между «Интер РАО» и Huaneng. Как говорил журналистам председатель правления «Интер РАО» Борис Ковльчук в мае, соглашение предусматривает три варианта проектов — в России, Китае и третьих странах. Так, в России стороны обсуждают возможность покупки энергоактивов — например, ТГК.
Кроме того, в 2012 году Восточная энергетическая компания («дочка» «Интер РАО») подписала долгосрочный контракт с Государственной электросетевой корпорацией Китая на поставку электроэнергии из РФ в КНР. Контракт предусматривает поставки в Китай в течение 25 лет в объеме не менее 100 млрд кВт·ч в провинцию Хэйлунцзян.
Сотрудничать с Китаем готовы и «Россети». В мае 2014 года компания подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с Государственной электросетевой компанией Китая. Конкретных решений принято не было, стороны лишь отметили возможность совместного строительства Евро-Азиатского энергомоста и организации поставки электроэнергии из России в Китай.
Мост в Китай
Китайские компании могут заинтересовать инфраструктурные проекты в России, считает аналитик Сбербанка Юлия Гордеева. Китайцы могут работать по модели государственно-частного партнерства. Компания «Мосинжстрой», которая является генеральным подрядчиком по строительству инженерной инфраструктуры в Москве, в конце мая заключила соглашение с China Railway Construction Limited и China International Fund Limited о привлечении инвестиций для сооружения Московского метрополитена. Китайцы вложат средства в ветку, которая свяжет Троицкий и Новомосковский округа города с его центром, говорили в правительстве Москвы в мае. Примерный объем инвестиций тогда оценивался в 2 млрд долл.
Другим примером сотрудничества китайских инвестиций и российских строителей может стать проект Керченского моста. Китайская China Communications Construction Company уже подтвердила возможность финансирования проекта, говорил председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах в интервью РБК в середине июня. Со стороны российских компаний главным бенефициаром проекта аналитики Сбербанка называют «Мостотрест» братьев Ротенбергов. Их компания может участвовать в строительстве Керченского моста и как подрядчик, если китайцы оставят себе инвестиционную составляющую проекта, и как субподрядчик, если Китай все-таки возьмет на себя роль основного подрядчика, считают в Сбербанке. Представитель «Мостотреста» не стал комментировать участие в строительстве Керченского моста, отметив, что окончательное решение компания всегда принимает после детального анализа конкурсного предложения.
Поезд на Восток
Заработать на восточном направлении смогут и транспортные компании, считают аналитики Сбербанка. В первую очередь это скажется на увеличении контейнерных перевозок и росте капитализации, например, у крупного контейнерного перевозчика Globaltrans. По подсчетам аналитиков, компания в 2014 году сгенерирует около 326 млн долл. свободного денежного потока после учета капзатрат, обслуживания долга и дивидендов миноритарным акционерам, а на рост котировок ее акций повлияет в том числе и крупный инфраструктурный проект по модернизации БАМа и Транссиба. Пропускная способность магистралей должна к 2018 году увеличиться до 75 млн т в год.
Объем перевозок за 2013 год между Россией и Китаем, по данным РЖД, увеличился на 8%, до 30,5 млн т. На экспорт отправлено 27,9 млн т, импорт — 2,5 млн т, транзит в КНР — 75,4 тыс. т, транзит из КНР — 135,5 тыс. т. Объем контейнерных перевозок при этом вырос на 7% за 2013 год и на 8% за первый квартал 2014 года. В 2014 году грузооборот по железной дороге между Россией и Китаем не увеличится более чем на 2%, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Контейнерные перевозки продолжат расти, но перевозки угля будут постепенно переходить на портовые терминалы, что связано в первую очередь со слабой развитостью железнодорожной инфраструктуры в регионе. По словам Безбородова, 90% объемов перевозок между двумя странами приходится именно на дальневосточные порты — перевозки за 2013 год выросли на 10%, до 50,6 млн т.
Развивать портовый бизнес в регионе планирует и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. В мае «Сумма» подписала соглашение с провинцией Цзилинь о перевалке через Зарубино грузов с севера на юг Китая, запустить первую очередь планируется в 2018 году. Представитель компании называет проект ключевым на ближайшие годы, инвестиции могут составить более 40 млрд руб. По словам представителя «Суммы», 60% грузооборота порта будут обеспечивать китайские транзитные грузы. Именно за счет них планируется обеспечить рентабельность проекта.