Минфин и Минэнерго согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, рассказали "Ведомостям" три федеральных чиновника, участвовавших в обсуждениях. В министерствах не ответили на запрос "Ведомостей".
С весны в правительстве готовится налоговая реформа - резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана - $80 за тонну, сейчас в России - $385 за тонну) и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но они не понравились президенту "Роснефти" Игорю Сечину - он пожаловался президенту, что от такого маневра пострадают новые проекты, прежде всего проект Восточной нефтехимической компании (ВНХК).
Правительство услышало коммерсанта: на очередном совещании первый вице-премьер Аркадий Дворкович поручил обоим министерствам подкорректировать параметры маневра, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.
"Роснефть" предложила чиновникам совершить маневр за счет бюджета, его потери за три года в таком случае достигли бы 0,5 трлн руб. Чиновники предложения не приняли и выработали компромиссный, на их взгляд, вариант.
"Ведомости" ознакомились с ним. По предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому - на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.
Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 г. снижаются пошлины на нефтепродукты - это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра (в 2018 г.) до 26%, а по новой версии, т. е. за три года, - до 30%, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 гг. до 52, 44 и 33% соответственно (сейчас ставка - 65%); а будет 48, 40 и 30%. Заградительную (90%) пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 гг. до 86, 65 и 50%, а теперь будет 78, 61 и 30%. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.
По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с $55 за тонну до $22, по новой - до $30, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80%; а при глубине переработки примерно в 70% маржа будет по-прежнему падать до $20-15, признает он.
Бюджету за такую уступку придется заплатить. Первая проблема - дополнительные доходы, которые должны были бы поступить от 100%-ной пошлины на мазут, снизятся: в бюджет придет не 250 млрд руб., а, возможно, на 100 млрд меньше, оценивает один из чиновников. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины на темные нефтепродукты постепенно (до 100% к 2017 г.), но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты, объясняют чиновники. Непонятно еще, чем наполнять дорожные фонды, основной источник которых - акцизы: возможный вариант - за счет части НДПИ, рассуждает один из них. Сколько именно недополучит бюджет, подсчитать трудно - открытых данных по поступлениям пошлин на мазут нет, указывает Александра Суслина из Экспертной группы.
Из-за реформы возникнет и вторая проблема - кассовый разрыв в бюджете, продолжает чиновник: сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 г., но кассовые потери будут значительны - сумма может достичь 200 млрд руб., утверждают два федеральных чиновника, участвующих в обсуждениях маневра. Скорее всего около 120 млрд руб., считает их коллега.
НДПИ уплачивается до 25-го числа следующего месяца, т. е. в январе НДПИ будет платиться по результатам декабря; а пошлина уплачивается, как только товар вывезен и задекларирован, т. е. в январе будет платиться за январь, поясняет чиновник финансово-экономического блока правительства. НДПИ в 2015 г. должен платиться по ставке 775 руб. за тонну, а получится, что в январе будет заплачен по ставке текущего года (493 руб. за тонну), отсюда и возникает такой разрыв, заключает чиновник.
Чем можно закрыть эту дыру, пока непонятно - возможно, придется задействовать резервный фонд, рассуждает другой чиновник. Такой эффект действительно будет, подтверждает Суслина, но оценить его точно трудно. "Реформа очень сложная, и мы пока не понимаем, как она отразится на доходах, но мы будем пытаться не допустить снижения доходов", - говорит чиновник финансово-экономического блока правительства.
Новый маневр надо будет еще согласовать с Сечиным - и не факт, что даже такой компромисс может его устроить, беспокоятся чиновники. В "Роснефти" еще не видели новых параметров маневра, говорит представитель компании. На вопрос, устроит ли компанию снижение маржи в отрасли до $30, он отвечать не стал.
Из-за высокой доли добычи "Роснефть" больше всех компаний выигрывает от маневра, даже проект ВНХК не пострадает, так как согласно презентации компании у него высокая глубина переработки (до 96%), указывали чиновники Минфина и Минэнерго. К тому же Минфин подготовил и другую поддержку нефтехимии.
В среднем маржа переработки в Европе за последние пять лет варьируется от $15 до $40 за тонну, так что $30 попадает в этот интервал, оценивают в Московском нефтегазовом центре EY. По европейским меркам последних лет это неплохая маржа, но не для российских условий, подчеркивает гендиректор ВНИПИ нефти Владимир Капустин: в последние годы сделаны значительные инвестиции в капиталоемкую модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли и, чтобы они окупились, маржа должна быть выше. Модернизация должна продолжаться, а с такой маржей привлечь новые инвестиции будет трудно, заключает эксперт.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
"Реформа очень сложная, и мы пока не понимаем, как она отразится на доходах, но мы будем пытаться не допустить снижения доходов" Сами не поняли как работает, а все туда же быстрей бы впендюрить.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 41
Рейтинг поста:
Сами не поняли как работает, а все туда же быстрей бы впендюрить.