В предложенном законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается целый ряд мер, направленных на снижение «административной» нагрузки на бизнес.
Среди предложенных мер, предлагается отказаться от признания доминирующей компании, доля которой не превышает 35%. Планируется отменить ведение реестра юридических лиц, занимающих на товарном рынке долю свыше 35%, а также отменить контроль за сделками по экономической концентрации таких субъектов. В соответствии с внесённым в Государственную Думу Правительством РФ законопроектом, предлагается наделить правом, устанавливать правила не дискриминационного доступа к товарам, производимым или реализуемым субъектом хозяйственной деятельности, занимающим доминирующее положение и не являющимся естественным монополистом, доля которого на товарном рынке составляет более 70%. В законопроекте указаны требования к определению понятия картеля и критерии допустимости «вертикальных» соглашений.
К «вертикальным» соглашениям предлагается отнести агентский договор, правовое регулирование которого осуществляется гражданским законодательством. Для совершенствования деятельности различных хозяйствующих субъектов, предлагается совершенствование контроля за естественными монополиями. Так, например, заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, в случае, если сумма их общих активов превышает 7 млрд. руб., либо их общая выручка за год составляет более 10 млрд. руб., возможно только с согласия антимонопольных органов. Ужесточаются требования в отношении юридических лиц, осуществляющих выполнение государственных заказов. В качестве пробной меры, предлагается исключить из перечня услуг, осуществляемых с помощью аукционов, услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Корректируются условия предоставления государственных и муниципальных льгот и преференций различным хозяйствующим субъектам, которые смогут на них рассчитывать при условии, что выручка от поддерживаемого вида деятельности составляет не менее 75% общей выручки за год. Исключение из правил, предусмотрены лишь для субъектов малого и среднего бизнеса, а также для предприятий, обеспечивающих безопасность и обороноспособность государства.
Государство планирует сократить своё вмешательство в частный сектор экономики, предлагая антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ с долей в уставном капитале государства более чем на 50%. Для их создания понадобится предварительное согласие ФАС, которое может быть получено лишь в случае, если ГУПы (МУПы) или хозяйственное общество, создаются для деятельности на рынке с недостаточно развитой конкуренцией либо для создания и развития индустриальных парков и привлечения инвестиций на определенные территории. Также, предлагается расширить полномочия ФАС и антимонопольных органов, которые смогут выносить предостережения и предупреждения должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления.
Преференции, предлагается предоставить служащим антимонопольных органов, которые смогут получать от налоговых органов сведения, составляющие налоговую тайну. Возникают резонные вопросы: не станет ли полученная информация предметом торга, не будет ли она использована для дискредитации отдельных «несговорчивых» юридических лиц, или устранения на «законных основаниях» сильных конкурентов? Всем нам хорошо известно, чем в России оборачиваются идеи, направленные на борьбу с коррупцией, мздоимством и взяточничеством.
Автору статьи, хотелось бы разделять убеждение главы ФАС – Игоря Артемьева, который считает, что Россия по уровню развитости антимонопольного законодательства и правоприменительной практики занимает 19 место в рейтинге «Всемирного обзора по конкуренции» из 160 антимонопольных органов мира, тем более таких существенных результатов наша страна добилась за последние двадцать лет (примечание автора – время существования ФАС РФ). Однако, всем гражданам России памятны события прошлых лет, такие как исчезновение, на определённый период времени с прилавков магазинов гречневой крупы, сахара, спичек, соли и других товаров первой необходимости и последующее появление данных товаров, но уже по новой цене (монополистические сговоры торговых сетей для создания ажиотажа потребительского спроса на данные товары).
Практически одинаковые цены на бензин на различных бензозаправках, не зависимо от компаний, владеющих данными автозаправочными станциями. Остаётся лишь надеяться на то, что модификация действующего антимонопольного законодательства, устранит пробелы и коллизии в правовом регулировании предотвращения недобросовестной конкуренции и монополистических сговоров различных хозяйствующих субъектов.
Роман Андреевич АлексеевМосковское областное отделение Российского общества политологов
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 214
Рейтинг поста: