Приватизационные планы правительства вновь откладываются. 9 июня замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко сообщила о том, что кабинет министров отказывается от намеченной на 2014 год программы приватизации. Программа на этот год предусматривала доход от распродажи госактивов в размере почти 197 млрд. рублей, но теперь, как ожидается, в казну государства от приватизации поступит лишь немногим более 25 млрд. рублей.
[AD] Всё остальное переносится на 2015 год. Речь идёт, в первую очередь, о 20% акций Новороссийского морского торгового порта, 43%-ной доли «Ростелекома», а также четверти всех активов «Совкомфлота». И хотя правительственные чиновники заявляют для проформы, что сами планы приватизации изменению не подлежат, уже очевидно, что в нынешнем году они выполнены не будут.
В качестве главной, но не единственной причины называется неблагоприятная рыночная конъюнктура. Сегодняшние цены на перечисленный «товар» настолько низкие, что выставлять его на продажу можно лишь наплевав на все законы рынка.
Так, этим летом или осенью «Ростелеком» планировал собственное SPO в надежде выручить за каждую свою акцию не менее 120 рублей, однако вчерашняя биржевая цена «ростелекомовской» бумаги не дотягивала и до 88 рублей, и SPO было отменено. Вот и в Минфине не нашлось желающих продавать ключевую телекоммуникационную компанию страны с дисконтом в 25%.
Этому можно только порадоваться, поскольку ещё пару лет назад в ходу у правительства был термин «идеологическая приватизация», согласно которому целью распродажи госактивов объявлялось не увеличение бюджетных доходов, а исключительно «повышение эффективности». По умолчанию предполагалось, что частный бизнес заведомо эффективнее государственного, и поэтому от последнего государству требуется как можно скорее избавиться. Реальность, однако, давно уж опровергла эту либеральную догму.
По иронии судьбы, в нынешнем переносе приватизационных планов их составители не видят большой беды, поскольку «выпадающие» доходы бюджета с избытком компенсируются дополнительными нефтегазовыми деньгами. По словам Нестеренко, госбюджет 2014 года, вопреки прежним прогнозам и расчётам, из-за высокой цены на нефть даже окажется профицитным: «дебет» превысит «кредит» на целых 279 млрд. рублей. Это отличная новость. Хотелось бы только понять, за счёт чего правительство компенсировало бы подобные потери, если бы его приватизационный раж затронул в том числе и нефтянку, после чего юридические права на свежекупленную собственность, а с ними и «центры формирования прибыли», были бы тотчас вывезены в офшоры.
Впрочем, для переноса запланированной распродажи госактивов нашлись и другие веские причины. Так, источники, близкие к «Ростелекому», рассказали «Ведомостям» о том, что перед продажей этого актива необходимо сперва «отделить ту инфраструктуру «Ростелекома», что используется для обслуживания массового и корпоративного рынков, от той, что отводится под спецсвязь». На это требуется не менее полутора лет, но такая работа даже не начиналась. Интересно, догадываются ли об этом в правительстве?
Далеко не всё ясно и с предполагаемыми покупателями государственного добра. В частности, на НМТП претендуют «Транснефть» и «Сумма», причём речь идёт о разделе активов порта между двумя компаниями. План раздела до сих пор не согласован в кабмине, да и вообще непонятно, как Новороссийский порт сможет функционировать после того, как будет чуть ли не порезан пополам. Стоит ли в этом случае торопиться с приватизацией – большой вопрос.
В свою очередь, первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявлял пару месяцев назад, в связи с западными санкциями против России, что рынки капитала США и Европы для нас частично уже закрыты, и поэтому продавать госактивы станет тяжелее. Что ж, нет худа без добра: такая закрытость означает, во всяком случае, что госсобственность не попадёт в иностранные руки, а доморощенные покупатели, желавшие поднабрать очередных кредитов на Западе ради покупки выгодных ломтей национального богатства, не окажутся в ещё большей зависимости от иностранного капитала.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 197
Рейтинг поста:
Совершенно верно, ни один частный собственник не перечислит в госбюджет больше, чем госпредприятие. Нужно учитывать не только налоги с прибыли, которую частники всячески занижают, но также более существенные налоги с фонда оплаты труда - все знают, что частники занижают официальную часть зарплаты либо выплатами в конверте либо всяческими "подачками" типа служебных автомобилей или жилья и при этом никаких перечислений в госбюджет не проводится.
Кому нужна такая приватизация? Явно не государству
Не надо к гадалке ходить, чтобы предсказать как будет "повышаться эффективность" на приватизированных госпредприятиях:
- уменьшение налогооблагаемой прибыли за счёт всяческих инвест программ с сомнительным результатом но хорошей возможности распила.
- уменьшение ФОТ за счёт сокращения высокооплачиваемых специалистов и вспомогательного обслуживающего персонала, что приведёт к снижению отчислений в бюджет и в долгосрочной перспективе к снижению эффективности бизнес-процесса и преждевременному изнашиванию основных фондов в результате ненадлежащей эксплуатации.
- на пару-тройку нулей увеличится состояние какого-нибудь дяди из списка Форбс
Через пяток лет из бизнеса выкачают все соки и выбросят на рынок как кожуру от банана или вернут государству для восстановления. Или кто-нибудь знает пример более "удачной" приватизации? Может быть к примеру РАО ЕС? Или крупнейшие производственные и компании? Везде регресс и полнейший износ основных фондов.