Украина приглашает в свою газотранспортную систему (ГТС) европейские и американские компании, предлагая им 49% акций в обмен на инвестиции в модернизацию инфраструктуры. Такой газовый консорциум подорвет строительство «Южного потока», заявил вчера премьер Украины Арсений Яценюк. И тогда Украина станет транзитной страной, которую нельзя будет обойти. Однако, как считают эксперты, окупаемость инвестиций в украинскую ГТС не гарантирована. Хотя бы потому, что в скором времени РФ, возможно, обнулит транзит через Украину.
Украинское правительство хочет при участии Европы и США модернизировать свою ГТС. Вчера в Верховной Раде Арсений Яценюк представил соответствующий законопроект.
Чтобы войти в украинскую ГТС, иностранные компании должны принять участие в специальных – максимально прозрачных, как обещает Яценюк, – тендерах.
В свое распоряжение они получат 49% акций компании-оператора украинской ГТС. Решающее слово останется за украинским государством. Поэтому, как подчеркивает Яценюк, это не приватизация, а привлечение инвесторов с целью повысить капитализацию и надежность системы.
Но самое главное – такой газовый консорциум создаст «новые условия транспортировки российского природного газа». Кооперация Киева с европейцами и американцами позволит остановить строительство «Южного потока» – конкурента украинской ГТС.
«Это дает нам возможность направить все объемы, которые планировались по «Южному потоку», через украинскую ГТС, так как в этом будут в первую очередь заинтересованы страны – члены Евросоюза», – цитирует Яценюка УНИАН.
Потенциальная пропускная способность украинской ГТС, как сообщил Яценюк, 140 млрд куб. м в год. Фактически же по ней ранее прокачивали 122 млрд куб. м газа в год, сейчас – уже 80 млрд. После завершения строительства «Южного потока» Украина будет прокачивать лишь 40–50 млрд куб. м в год.
Если принять законопроект о реформировании ГТС, тогда, – говорит Яценюк, Украина станет транзитной страной, «которую нельзя обойти», если не принять, в Московском Кремле «будет салют».
Реакция Москвы не заставила себя ждать. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил вчера, что судьба украинской газотранспортной системы по определению не может решаться без российского участия, «поскольку доля российского газа в транзитных поставках в Европу очень солидная». «Без российского фактора украинская ГТС, особенно в том ее виде, в котором мы наблюдаем сейчас, вряд ли кому-то будет нужна», – цитирует дипломата Интерфакс.
Днем ранее европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщил, что Евросоюз не против «Южного потока», но этот проект нужно привести в соответствие с союзными законами. Его строительство не должно нарушать правила внутреннего рынка, европейское антимонопольное законодательство, не должно угрожать экологии. Высказался также Эттингер об экономических санкциях США против России. По его словам, «энергетический сектор не лучший объект для санкций». Ведь, в конце концов, не США, а Европа закупает у России газ.
Однако российский министр энергетики Александр Новак видит ситуацию иначе. По его словам, на некоторых партнеров по проекту «Южный поток» оказывается давление. «От них требуют не участвовать в реализации проекта, несмотря на то что это партнерство основывается на заключенных в соответствии с международным правом межправительственных соглашениях. В частности, нашим болгарским коллегам пригрозили полным сворачиванием финансирования страны из средств еврофондов», – сказал вчера Новак, выступая на Мировом нефтяном конгрессе в Москве.
Министр не скупился на жесткие формулировки. «В крупнейшей стране – транзитере российского газа Украине мы наблюдаем нарушение уже длительное время действующих договоров, когда законные требования России по оплате поставок газа объявляются «эскалацией ситуации». Происходит прямая подмена понятий: стремление получить деньги за поставленный товар называется «эскалацией» кризиса, а нежелание клиента платить – «попыткой найти компромисс», – сказал Новак.
По его словам, проводится политика международной изоляции России. «С подачи Соединенных Штатов в обход Совета Безопасности ООН вводятся без всяких обоснований экономические санкции против отдельных наших предприятий, – пояснил министр. – Санкции, как это свойственно современному глобальному миру, бьют и по чужим, и по своим. Американским и европейским компаниям предлагается замораживать выгодные совместные проекты с участием российских компаний, пересмотреть свои инвестиционные планы, что, в свою очередь, влияет на волатильность цен. Внятного объяснения причин введения этих санкций мы не видим».
Опрошенные эксперты скептически отнеслись к попыткам Киева за счет европейцев и американцев опрокинуть «Южный поток». Как считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, Яценюк выдает желаемое за действительное. «Во-первых, украинская газотранспортная система и так не полностью использовалась, ее мощности примерно вдвое превышают то, что «Газпром» прокачивает транзитом в Европу. Во-вторых, я не могу себе представить европейскую или американскую компанию, которая стала бы сейчас вкладывать деньги в модернизацию украинской газотранспортной системы. Поскольку возврат этих инвестиций совершенно не гарантирован», – поясняет Крутихин.
«Предлагаемый Киевом проект сомнительной жизнеспособности», – продолжает аналитик Sberbank investments research Валерий Нестеров. Украина пока не готова отдать иностранцам контрольный пакет акций компании-оператора, и для них это самый главный минус подобного консорциума. Кроме того, как считает Нестеров, крупные европейские компании – E. ON, Gaz de France, Eni – не заинтересованы портить свои отношения с «Газпромом». Они 10 раз подумают, прежде чем принимать предложение Киева. «Без участия «Газпрома» такой консорциум выглядит довольно искусственным образованием», – говорит эксперт.
Но не только нежелание портить отношения с главным газовым поставщиком может остановить Европу. Европейцы, как объясняет Нестеров, понимают, что слишком высок риск потери средств, вложенных в украинскую ГТС. «Когда «Южный поток» построят, вполне возможно, что через Украину транзит вообще прекратится. Вероятность того, что газопровод будет построен, 90%. «Южный поток» очень выгоден Европе», – говорит Нестеров.
Фактически проект Киева может заинтересовать лишь США – с геополитической точки зрения. Как напоминает эксперт, США, в частности, ранее взяли на себя роль промоутера строительства нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. «Американцы – первые и наиболее известные сторонники подобных идей. Они пытаются политически и организационно поддерживать проекты, которые, по их замыслу, снижают конкурентоспособность российских нефти и газа», – говорит Нестеров.
Однако, как тут же добавляет эксперт, на самом деле американские компании могут пойти на такое сотрудничество с Киевом, лишь если их к тому подтолкнет правительство США. Вряд ли это будет экономически целесообразный шаг. «На континенте в газовом хозяйстве командуют европейские компании. Так что участие условного Exxon Mobil или Chevron выглядит довольно искусственной вставкой в эту логистическую схему поставок», – делает вывод Нестеров.
«Газпром» вчера предпринял несколько предупредительных шагов. Сначала концерн решил остановить «Северный поток» на техобслуживание – несмотря на обострение газового конфликта с Украиной.
С 24 по 28 июня газопровод отключат полностью, затем до 4 июля будет работать лишь одна его нитка. Техническая информация о сроках приостановки была доступна еще с декабря 2013 года, однако вплоть до вчерашнего дня вопрос о том, проводить в указанные сроки ремонтные работы или нет, был в подвешенном состоянии.
«Северный поток» – еще одна альтернатива газотранспортной системе Украины. И вполне возможно, что «Газпром» решил его остановить не только по техническим причинам, но и в воспитательных целях для Европы.
Затем, как сообщила пресс-служба украинского «Нафтогаза», Москва отказалась оплачивать украинской стороне ее затраты по выполнению повышенных заявок европейских потребителей. «Нафтогаз» увидел в этом попытку Москвы «дискредитировать украинское направление поставок газа в глазах европейских партнеров» и пролоббировать дальнейшее строительство «Южного потока».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 76
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 832
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
--------------------