Около 500 лет назад группа знатных аристократов из Флоренции дала начало современной опере, но теперь будущее легендарных театров под угрозой из-за мер жесткой экономии правительства Италии.
Большая часть бюджетов театров в Италии всегда финансировалась за счет государственных средств. Но в последнее время эти поступления значительно сократились, из-за чего театры вынуждены искать средства для существования. Последним ударом стало прошлогоднее решение правительства финансировать только театры, имеющие сбалансированный бюджет. Эта мера вступит в действие к концу 2014 г. Поэтому некоторым оперным театрам необходимо привести свои финансовые дела в порядок, если они не хотят закрыться.
«Опера идеально отражает все пороки и добродетели в Италии, — говорит Карло Фуортес, руководитель римского Teatro dell’Opera. — Но она также показывает красоту этой страны и является одним из самых успешных артистических жанров, какие у нас есть».
В течение многих лет продажи билетов в национальных оперных театрах снижались, а их давний отказ модернизировать инфраструктуру и эффективно работать привел их к тяжелому положению. «Когда я вступил в должность, я обнаружил компанию, которая была в техническом банкротстве», — вспоминает Франческо Бьянки, руководитель Teatro del Maggio Musicale Fiorentino во Флоренции. Это произошло в феврале 2013 г., долги театра тогда составляли 35 млн евро ($47 млн).
Чтобы к концу года сбалансировать бюджет театра и, следовательно, иметь право на государственные ассигнования, Бьянки сократил 55 сотрудников, а остальным понизил зарплаты. Также в последние четыре месяца прошлого года сотрудники театра вообще не получали зарплату, признается Бьянки. Но все равно в 2013 г. издержки на оплату труда составили 17 млн евро ($23,1 млн), а выручка от продажи билетов оказалась менее 3 млн евро ($4,1 млн).
В 2013 г. правительство Италии выделило 183 млн евро ($248,4 млн) на 14 оперных театров, что составило около 35% от их общих доходов, свидетельствуют данные министерства культуры. Для сравнения: в 2007 г. власти выделили им 215 млн евро ($291,9 млн). Дополнительные средства театрам также выделяли местные власти. Но даже у таких финансово устойчивых театров, как La Fenice в Венеции, бюджетные средства составляют только половину бюджета.
Частично проблемы театров заключаются в непримиримости профсоюзов, сопротивляющихся уменьшению солидных выплат по трудовым контрактам. В прошлом чем больше было постановок, тем больше были убытки, отмечает Бьянки. Хоть обычно более частые постановки увеличивают доходы от продажи билетов, но театр во Флоренции не получал выгоду из-за высоких издержек на оплату труда. Помимо окладов актеры получали дополнительные премии за каждое выступление. Например, в некоторых итальянских операх певцам годами дополнительно оплачивали выступления в костюмированных шлемах. Поэтому театрам выходило дороже давать дополнительные представления, чем вообще не делать постановок.
Новый закон, вынуждающий театры достигать прибыльности путем суровых сокращений, вызвал серию забастовок и волну протестов профсоюзов. Например, из-за этого в январе в Неаполе в последний момент пришлось отменить премьеру оперы «Севильский цирюльник» в театре San Carlo.
Плохое положение итальянских оперных театров — это не только результат могущества профсоюзов, утверждает Бьянки. В течение многих лет они плохо управлялись. Но это стало особенно заметно сейчас, когда сократились бюджетные поступления.
Metropolitan Opera в Нью-Йорке тоже приходится договариваться с профсоюзами об уменьшении жалованья, чтобы компенсировать снижение кассовой выручки. «Продажи билетов снижаются повсюду [в мире], — говорит гендиректор Metropolitan Opera Питер Гелб. — Но уникальность Италии в том, что в целом интерес к опере там на очень низком уровне». По мнению Гелба, этим можно объяснить, почему в течение последних десятилетий итальянское правительство, как и меценаты, и частные организации, плохо поддерживало театры.
В лондонском Royal Opera House за последнее десятилетие государственное финансирование сократилось с примерно 40% до 24%. Однако театру удалось с этим справиться благодаря сокращению расходов, привлечению финансирования и альтернативным источникам доходов, таким как лицензирование и распространение контента в кинотеатрах и на других цифровых платформах.
Но большинство итальянских оперных театров не восполнили нехватку государственных средств частными дотациями или с помощью альтернативных доходов. Они редко занимаются мерчандайзингом или продажей записей постановок, поскольку это требует инвестиций, чего они не могут себе позволить. В Италии только La Scala в Милане и La Fenice в Венеции получают относительно небольшие частные дотации. А нью-йоркская Metropolitan Opera, наоборот, почти исключительно полагается на них, а не на государственное финансирование.
В Италии низкий уровень дотаций театрам может быть связан с высокими налогами, тогда как в США меценаты получают налоговые льготы и вычеты. Однако недавно итальянское правительство объявило, что сократит налоговую нагрузку на меценатов, чтобы у них был стимул для поддержки театров.
La Fenice в Венеции — один из оперных театров, который нашел выход из ситуации. Он сосредоточился на привлечении туристов, поэтому ставит самые известные классические оперы. С 2010 г. La Fenice почти удвоил количество представлений, а также стал проводить для туристов экскурсии с гидом по театру, сдавать в аренду помещения и продавать сувениры. «Опера не может сама себя обеспечить, — говорит вице-президент La Fenice Джорджо Брунетти. — Мы можем только повысить производительность, чтобы выжить».
La Scala в Милане больше остальных театров в Италии зависит от частного финансирования. Также театр сосредоточился на привлечении молодой аудитории, снижая цены на билеты и рекламируя представления в социальных сетях, включая Facebook и Twitter. Маркетинговые стратегии позволили La Scala более чем в два раза увеличить продажи билетов с 2004 по 2013 г.
Также проблемой для итальянских оперных театров является производительность, в их случае это количество постановок за сезон. Им мешают ограниченность пространства и нехватка денег для ремонта сцен. Например, римский Teatro dell’Opera может одновременно показывать только одну постановку, поскольку у него нет места для хранения декораций для других спектаклей. В результате в прошлом сезоне на основной сцене театра был показан только 101 спектакль. Для сравнения: Metropolitan Opera показал 229 представлений.
Сейчас итальянские театры способны выживать только практически за счет государственного финансирования, сетует Бьянки. Но их руководство тоже должно прикладывать усилия, чтобы повысить их эффективность, уверен он.
Перевел Алексей Невельский