Наиболее вероятным сценарием в среднесрочной перспективе 2015-2020 г.г. аналитики Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России считают значительное увеличение государственных расходов на оборону, безопасность, социальную сферу и поддержку регионов. В частности, рост социальных расходов и межбюджетных трансфертов оценивается на уровне 0,1-0,2% ВВП, расходов на оборону и национальную безопасность в размере 0,45-0,6% ВВП, общегосударственных расходов 0,01-0,02% ВВП. В случае реализации данного сценария аналитики ЦМИ ожидают замедления роста ВВП до 1,5%, умеренной инфляции на уровне 5-6% и стабильной цены на нефть в размере примерно $104 за баррель. ЦМИ рассмотрел три сценария и протестировал устойчивость бюджетной политики при их реализации.
"Даже существенное увеличение расходов бюджета не приводит к катастрофическим последствиям, хотя расширение дефицита федерального бюджета в этом сценарии достигает более рискованных уровней в ~4,5-5% от ВВП в среднесрочной перспективе, - комментирует реализацию наиболее вероятного сценария директор ЦМИ Сбербанка России Юлия Цепляева. - Некоторое ускорение экономического роста при повышении расходов помогает притормозить рост дефицита бюджета".
Базовый сценарий
В базовом сценарии развития экономики эксперты ЦМИ предполагают стабильность цен на нефть в районе $105 за баррель (Urals), умеренную инфляцию около 5-6% в год, весьма скромный рост экономики (около 1,5% после преодоления более существенного замедления в 2014-15 гг., обусловленный слабым инвестиционным спросом и ухудшением инвестиционного климата в целом. В этом сценарии не удастся избежать ослабления рубля, которое все же будет достаточно плавным.
Расчеты показывают, что разрыв между ненефтегазовыми и нефтегазовыми доходами увеличится, что приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общей величине доходов федерального бюджета с 50% в 2013г до 45% в 2020 г. К сожалению, это снижение будет связано не с ростом ненефтегазовых доходов (они останутся стабильными в терминах доли от ВВП), а с относительным снижением нефтегазовых доходов.
В базовом сценарии ЦМИ предполагает, что текущая политика расходования средств будет продолжена: расходы будут расти примерно пропорционально номинальному ВВП, причем расходы на социальную политику, а также национальную безопасность и оборону будут расти немного быстрее прочих. Увеличение расходов, связанное с присоединением Крыма, оценено экспертами Центра в размере 130 млрд рублей в 2014 г. В этих предположениях, расходы федерального бюджета останутся стабильными на уровне 20-21% от ВВП, то есть номинальное увеличение расходов не приведет к их росту в реальном выражении.
В этом сценарии не удается избежать расширения дефицита бюджета до 3% от ВВП к 2020 г., что, по оценкам экспертов, не является критичным. Этот дефицит можно сравнительно легко профинансировать заимствованиями на внутреннем и внешнем рынках. Тогда ежегодный объем внешних заимствований в среднем не превысит $15-20 млрд. При таком умеренном объеме новых заимствований ставки не будут значительно расти, оставляя задачу обслуживания госдолга посильной. При перечисленных выше предположениях объем госдолга не превысит 20% от ВВП к концу прогнозируемого периода.
Вероятный сценарий:
Вероятнее всего, считают аналитики ЦМИ, правительство не сможет избежать соблазна увеличения расходов. Расходы, связанные с присоединением Крыма, могут возрасти сверх уже заложенных экспертами на 2014 г. 130 млрд рублей. Более масштабные инвестиционные программы могут вылиться в увеличение общегосударственных расходов в среднем на 1-1,5% в год (0,02% от ВВП) по сравнению с базовым сценарием. Необходимость выполнить в полном объеме майские указы президента простимулирует рост трансфертов региональным бюджетам, финансовое положение которых уже сейчас вызывает беспокойство и является предметом отдельного обсуждения. Увеличения трансфертов, полагает ЦМИ, будет весьма трудно избежать.
Рост социальных расходов тоже выглядит весьма вероятным, особенно принимая во внимание особенности пенсионной системы и демографической ситуации в стране.
Текущая геополитическая ситуация не позволит сэкономить на обороне и национальной безопасности: ЦМИ закладывает рост на 7-9% к базовому сценарию по этим статьям (на 0,45-0,6% ВВП - до 600 млрд рублей в разные годы). Это хорошо согласуется с выполнением программы модернизации 2010-20гг, подразумевавшей рост расходов военного ведомства на 20 трлн рублей.
Таким образом, аналитики ЦМИ закладывают в свой сценарий следующее увеличение госрасходов дополнительно к росту базового сценария:
- Рост социальных расходов (+0,1-0,2% ВВП в период 2015-20 гг.) и межбюджетных трансфертов (+0,1-0,2% ВВП);
- Рост расходов на оборону и национальную безопасность (+0,45-0,6% ВВП в период 2015-20 гг.);
- Увеличение общегосударственных расходов (+0,01-0,02% ВВП в период 2015-20 гг.).
Более высокие расходы бюджета помогут ускорить экономический рост, но ускорение вряд ли будет серьезным: с 1,5% до 2-2,3% в 2015-2020 гг. Тем не менее, это поможет несколько притормозить расширение дефицита бюджета и ограничить рост государственного долга.
Стрессовый сценарий
Падение цен на нефть - самый очевидный риск для российских государственных финансов. Эксперты ЦМИ моделируют снижение цен на нефть до $80 за баррель во второй половине 2015 г. и стабилизацию цен на этом уровне вплоть до конца 2020 г. Очевидно, что снижение цен на нефть станет шоком для российской экономики. Экономика сократится во второй половине 2015 г. и первой половине 2016 года на 3%, а ее восстановление в последующие годы будет крайне слабым. Инфляция ускорится на волне ослабления рубля в 2015-16гг.
Падение цен на нефть вызовет немедленное сокращение нефтегазовых доходов на $32 млрд в 2015 г. относительно базового сценария, что расширит бюджетный дефицит на 2,5% от ВВП в том же году (итого дефицит в размере 3,7% ВВП против 1,2% в базовом сценарии). Это первый - прямой - эффект от ухудшения нефтяной конъюнктуры.
"Более того, мы предполагаем, что спад и медленное восстановление экономики принудят государство изменить структуру заимствований. Возможности заимствования на внутреннем рынке не смогут удовлетворить возросший спрос на финансирование, что принудит больше занимать на внешнем рынке", - говорится в обзоре.
Более высокие расходы приведут к расширению дефицита бюджета, но помогут подстегнуть экономический рост.
"В результате высокий бюджетный дефицит, отсутствие "подушки безопасности" и быстрое наращивание госдолга приведут к экспоненциальному росту рисков. К тому же уже в 2016 г. при таком развитии событий Россия, вероятно, покинет клуб стран инвестиционной группы рейтингов, что сделает финансирование дефицита значительно более дорогим. В любом случае, это ситуация хронического бюджетного кризиса, которая, возможно, приведет к полному пересмотру основных принципов бюджетной и налоговой политики", - резюмируют эксперты ЦМИ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Хозяин (20 июня 2014 16:28) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 505
Рейтинг поста: