Оружием новой холодной войны будут финансы
Россия и Китай работают над мощным оружием для сопротивления Западу. Это не ракетный комплекс и не шпионский спутник. Москва и Пекин пошли в лобовую атаку на финансовую мощь Запада, намереваясь уравновесить её.
Владимир Путин и Си Цзиньпин стараются ослабить господство доллара?
До недавнего времени Россия и Китай были бессильны в этой области, ведь сегодня рынки во всём ориентируются на Запад – от мировой валюты (доллара) и платёжных систем Visa и Mastercard до всемогущих рейтинговых агентств. Борьба в этой сфере – неизбежный шаг на пути к становлению политических и военных супердержав.
Россия и Китай намерены изменить существующий порядок, создав собственное рейтинговое агентство. Соответствующее соглашение уже подписано. Как сообщил российский министр финансов Антон Силуанов во время своего визита в Китай, на первых порах новое учреждение будет оценивать совместные инвестиционные проекты.
«Мы полагаем, что политика никак не должна сказываться на рейтингах», — говорится в заявлении министерства финансов.
К подобному решению Москву и Пекин подтолкнули действия трёх крупнейших американских агентств Standard & Poor’s (S&P), Moody’s и Fitch. Эти агентства оценивают кредитоспособность как государств, так и компаний. Их мнение играет решающую роль при определении условий привлечения средств на рынке заимствований.
Москва уже столкнулась с тем, насколько дорого может обойтись негативная оценка этих агентств. После крымских событий S&P и Moody’s понизили рейтинг России, Fitch пригрозило сделать то же самое. По мнению S&P, кредитный рейтинг страны с самой большой территорией в мире всего на одну ступень выше спекулятивного. С двумя другими агентствами ситуация обстоит не намного лучше.
Рынок долговых инструментов остро отреагировал на это понижение. Процентные ставки взлетели так высоко, что Москве пришлось отказаться от внешних заимствований. Снижение рейтинга отрицательно сказалось также на курсе рубля и показателях фондового рынка. В конце апреля российский Центробанк был вынужден вмешаться в ситуацию и поднять ключевую ставку, чтобы остановить бегство инвесторов.
Москва посетовала на политическую предвзятость западных агентств и совместно с Пекином приступила к ответным действиям. У Китая, также недовольного отношением со стороны западных агентств, уже есть собственное, Dagong. Сообщается, что оно войдёт в состав новой российско-китайской структуры.
Мнения западных и китайского агентств существенно расходятся. Так, если Moody’s и Fitch присвоили США максимально возможный рейтинг – «ААА», то по мнению Dagong, это «А-». Рейтинг Китая Dagong оценивает как «ААА», России – «А».
Разные критерии
Оценки Dagong основаны на значениях важнейших показателей, например, коэффициента долговой нагрузки, с которым дела у России и Китая обстоят значительно лучше, чем у США. У России он не достигает и 13 процентов. А если принять в расчёт резервы из Фонда национального благосостояния, куда идёт часть выручки от продажи энергоресурсов, у России вообще нет долгов. Для Китая этот коэффициент находится на уровне 20 процентов. У Америки он уже перевалил за все 100 процентов.
Но валюта США является мировой, и Америка может в любое время подпечатать новых долларов, чтобы оплатить долги. Кроме того, у «страны неограниченных возможностей» хорошая кредитная история, в то время как у России за плечами дефолт 1998 года.
Критерии, используемые для оценки китайским и западными агентствами, существенно отличаются. Методы работы Moody’s вызвали раздражение и в Европе. Старый свет также заявлял о желании создать собственное рейтинговое агентство, но дальше планов дело пока не пошло.
Прочие меры
Одно дело создать новое рейтинговое агентство, и другое – получить признание основных экономических игроков. До тех пор, пока весь мир ловит каждое слово трёх основных западных агентств, любая конкуренция затруднительна. Dagong пока не имеет масштабного признания – и как раз это явно хотят изменить Россия с Китаем.
Создание собственного агентства – всего лишь очередной шаг этих стран в их борьбе с финансовым господством Запада. В последние несколько недель прозвучали заявления и о других мерах.
Одна из них – создание банка развития БРИКС для конкурирования с МВФ, структура которого до сих пор отражает послевоенное устройство мира, и мнение развивающихся стран имеет малый вес.
Кроме того, Россия и Китай стремятся ослабить господство доллара. Россия создаёт Евразийский экономический союз, где основной торговой валютой будет рубль. Китай также намерен усиливать роль юаня в международной торговле.
Финансовые расчёты в долларах, в основном, обрабатываются американскими банками, и таким образом, находятся под западным влиянием. Это же относится и к американским платёжным системам, в том числе и к таким гигантам, как Visa и Mastercard. Напомним, во время крымских событий они остановили обслуживание карт банка «Россия» и нескольких других кредитных учреждений. Кремль среагировал и на это: Путин заявил о создании национальной платёжной системы.
Такие действия чем-то напоминают наращивание вооружений времён холодной войны. Похоже, Россия и Китай активно работают над увеличением своих возможностей сопротивляться Западу на случай полномасштабного финансового противостояния.
Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|