Отечественный авторынок по итогам года упадет примерно на 5%. И это один из самых оптимистичных прогнозов. Аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) уже ухудшили свой прогноз падения на этот год – с 3 до 8%. А президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон говорил даже о предстоящем спаде всего рынка на 10–20%. В итоге автоконцерн уже уменьшил штат работников на 5,1 тыс. человек. А к концу года «АвтоВАЗ» сократит у себя 13 тыс. рабочих мест. Часть из этих работников выйдут на пенсию или уволятся сами, но тысячи станут жертвами сокращения и оптимизации издержек. Российские эксперты ждут нового падения продаж. Впрочем, ситуация в России может показаться просто блестящей по сравнению с братской Украиной, где продажи новых автомобилей рухнули на 80%.
В этом году общая численность работников «АвтоВАЗа» сократится на 13 тыс. человек – до 53 тыс. Будет ликвидировано 20% рабочих мест. Какая-то часть сотрудников уйдет по собственному желанию или выйдет на пенсию – это так называемая естественная убыль. Однако еще какая-то часть попадет под программы сокращения издержек и оптимизации штата. При этом новых работников предприятие набирать не планирует. В первом полугодии штат автоконцерна уже уменьшился на 5,1 тыс. человек, в скором времени еще 2 тыс. работников будут уволены руководством предприятия. Такие данные со ссылкой на пресс-службу «АвтоВАЗа» сообщило в конце минувшей недели агентство Reuters.
Как передает агентство, в пресс-службе автоконцерна предстоящие увольнения объяснили необходимостью улучшить финансово-экономическое положение предприятия «в условиях общего падения продаж автомобилей в России и негативных прогнозов динамики рынка на 2014 год».
У нового руководства автоконцерна пессимистичный взгляд в будущее. Так, в конце мая, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, новый президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон сообщил, что, по его мнению, российский авторынок упадет по итогам года в целом на 10–20%, а продажи непосредственно продукции «АвтоВАЗа» сократятся на 15%. В дальнейшем стало известно о планах автоконцерна изменить с 1 июля схему работы с дилерами. Предприятие будет поставлять автомобили только по предварительному заказу, чтобы снизить убытки от перепроизводства, возникающего из-за того, что предложение превышает спрос.
Ранее специалисты PwC ухудшили свой прогноз падения российского авторынка с 3 до 8%. По их оценкам, в этом году в России будет продано около 2,4 млн новых легковых автомобилей против 2,61 млн в 2013-м. При этом, по последним данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле спад продаж уже достиг 8% в годовом выражении. В целом за январь–апрель продажи упали на 4% по отношению к январю–апрелю 2013 года.
Неустойчивый потребительский спрос оказался под давлением роста цен, вызванного ослаблением рубля. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер считает, что «в ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики». Показательно, что падение продаж новых автомобилей сопровождалось одновременным ростом спроса на б/у машины. Так, по данным «Автостата», за январь–апрель этого года продажи б/у автомобилей, которые заметно дешевле новых машин, выросли на 16,4% к аналогичному периоду 2013-го.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин назвал самый оптимистичный прогноз спада российского рынка легковых автомобилей в 2014 году – на 5% к 2013-му. Как уточнил Коровкин, сегодня на автомобили, произведенные на территории РФ как на отечественных, так и на совместных предприятиях, приходится около 70% российского авторынка. «Если взять, например, 2006 год, то тогда доминировал импорт с долей в 70%. И лишь организованные на территории РФ производства позволили заместить эти объемы импорта. Это положительная тенденция, – говорит эксперт. – Но экономика в целом почти не растет. И этот факт напрямую отражается на авторынке». Стагнация в экономике тут же приводит к стагнации авторынка.
Авторынок в целом и крупнейший автоконцерн в частности получали раньше мощную поддержку от правительства в рамках различных программ стимулирования потребительского спроса. В этом году такой поддержки уже нет. Пока идут лишь обсуждения возможности вернуть программы утилизации или льготного автокредитования. Между тем рынок нуждается в подобных механизмах поддержки, считает Коровкин. Сейчас, по его словам, возникают проблемы с кредитованием: банки стали жестче подходить к отбору заемщиков.
Между тем даже самые пессимистичные прогнозы для России выглядят сейчас не так удручающе, как уже зафиксированный обвал авторынка, например, в Украине. Эксперты Auto-Consulting сообщают, что в мае украинский авторынок обвалился сразу на 80% в годовом выражении. Таких низких показателей в истории украинского авторынка не было еще никогда, утверждают исследователи. Причина обвала – девальвация гривны, подскочившие цены, политическая дестабилизация на востоке страны и в целом низкий спрос со стороны потребителей.