Настоящий спор развернулся между российским президентом Владимиром Путиным и председателем правления НОВАТЭКа Леонидом Михельсоном во время заседания комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК в Астрахани. НОВАТЭК совместно с зарубежными партнерами строит на Ямале СПГ-завод, однако заказы на танкеры отечественная компания отдает южнокорейским судостроителям. В ответ на справедливое замечание президента о том, что миллиарды рублей могли бы пойти на поддержку российских компаний, Михельсон заявил о неготовности судостроителей к таким проектам. Президент не поверил. С руководителем НОВАТЭКа готовы поспорить и в Объединенной судостроительной корпорации. Подробности - в материале Накануне.RU.
Как это часто бывает, искру на совещании разжег президент "Роснефти" Игорь Сечин. Рассказывая о шельфовых проектах, он упомянул, что работа невозможна без современной арктической морской техники, нефтегазовых платформ, другой техники, придонного оборудования. По его словам, только на Карском море в пиковые годы нам потребуется до ста единиц уникальной морской техники и судов.
"Консорциумом, в который вошли ОСК, "Роснефть" и "Газпромбанк", а также "Совкомфлот", реализуется проект развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Ядром этого кластера станет новый судостроительный комплекс "Звезда" в городе Большой Камень", - сказал Сечин, напомнив, что президент предложил сделать верфь генеральным заказчиком по морской технике Дальневосточного центра судостроения.
"НОВАТЭК", который, как и "Роснефть", нуждается в танкерах для реализации своих СПГ-проектов, не может похвастаться поддержкой отечественных судостроителей, о чем не мог не вспомнить президент.
"Вы не являетесь (акционером ОСК) и поэтому хотите все заказывать за границей. А если бы вы были акционером компании, вы бы заказывали на российских предприятиях", - сказал Михельсону Путин. При этом, Сечин тут же заявил о готовности принять НОВАТЭК в консорциум.
Компания бы и рада заказать у соотечественников, но в стране "нет таких мощностей", - заявил Михельсон. Суда компании нужны будут в 2017-1019 гг., но, по словам руководителя газовой компании, заказчиками являются судоперевозчики, поэтому и вопросы нужно адресовать к ним.
"Леонид Викторович до конца эту схему не рассказывает. Конечно, заказчиками они являются, потому что они подписывают контракт на перевозки с "Совкомфлотом". "Совкомфлот" под этот контракт заказывает 16 газовозов, стоимость их по $300 млн каждый. Это почти $5 млрд. Плюс газовозы в интересах "Газпрома" – 13 штук, плюс 6 танкеров для "Газпромнефти", - рассказал о схеме поставок судом Игорь Сечин, отстаивая свои интересы. Весь заказ тянет примерно на $10 млрд, и идет мимо "Звезды", акционером которой является "Роснефть".
"Мы не сможем провести ни переговоры, ни получение частичной компетенции в работе по кооперации, скажем, с верфями Южной Кореи. А это тоже возможно. Возможен перенос производства и азиподных винторулевых групп, и другой техники, навигационного оборудования, частично получение компетенции… $10 млрд, размещенных напрямую в Южной Корее, делают практически нереализуемым наращивание гражданского заказа на верфях на Дальнем Востоке и получение дополнительной компетенции для этого центра. Проект становится очень тяжелым. Но надеемся, что нам удастся убедить и НОВАТЭК, и "Газпром" в том, чтобы эта работа проводилась через ДЦСС, тем более что "Газпромбанк" находится в рамках этого консорциума", - сказал Сечин.
Оправдания Михельсона свелись к просьбе нанести отдельный визит главе государства. Путин был не против, но свою позицию он довольно четко обозначил на совещании.
"Вы меня не убеждаете, и не убедите никогда, потому что если заказы не будете размещать на российской территории, не будет у нас отрасли. Не будет, мы ее не восстановим никогда, все будет уходить куда-то туда, за бугор. Вот в чем все дело. А если они (отечественные судостроительные компании, - прим. Накануне.RU) будут генеральными подрядчиками, генеральными заказчиками, они тогда напрямую будут договариваться с иностранными партнерами, тогда иностранный партнер будет зависеть от них и будет вынужден передавать на определенных условиях свою компетенцию, будет вынужден приходить на нашу территорию, договариваться о локализации в определенный срок и на определенную глубину", - сказал Путин.
В НОВАТЭКе на запрос Накануне.RU о шагах, которые предпримет компания по итогам совещания, не ответили. Сам Михельсон сказал, что "может быть" через несколько месяцев будет участвовать в верфях ОСК, которые находятся на севере европейской территории.
В Объединенной судостроительной корпорации несколько удивились заявлениям Михельсона. В пресс-службе Накануне.RU рассказали, что "Северное проектно-конструкторское бюро" (входит в ОСК) в рамках программы ОКР "Разработка концептуальных проектов газовозов, в том числе ледового плавания" создало концептуальные проекты танкеров-газовозов с мембранными танками французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT).
"Технология имеет наилучшие экономические показатели. Кроме того, ОАО "Северное ПКБ" в 2011 г. было отмечено грамотой "Бюро Веритас" (Bureau Veritas) "Пять жемчужин" за проект судна для транспортировки сжиженного природного газа грузовместимостью 79,3 тыс. куб. м с высоким уровнем экологичности и энергосбережения. Судно было спроектировано на основе требований "Совкомфлота" для использования в районе Средиземноморья. Для него были применены оригинальные архитектурно-конструктивные решения, никогда ранее не применявшиеся в мировой практике строительства газовозов", - сообщили в пресс-службе.
В ОСК уточнили, что единственной проблемой до недавнего времени оставалось отсутствие мощностей для строительства крупнотоннажного флота. Но сейчас такие проекты ОСК может воплощать в жизнь совместно с Крымским судостроительным заводом "Залив". Верфь "Звезда" тоже предназначена для этих целей. Поэтому, основная задача – обеспечить заказы.
"Наличие заказов от крупных нефтегазовых компаний будет способствовать развитию отечественной судостроительной отрасли, снижению себестоимости строительства за счет серийности производства, что в конечном итоге позволит российским судостроителям повысить свою конкурентоспособность с западными компаниями на рынке специализированных судов", - сказали в ОСК.
На вчерашнем совещании, посвященном освоению Арктики, речь зашла и о другом факторе, способном поддержать высокий научный и технологический уровень работы на шельфовых проектах. По словам директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Ивана Фролова, крупных заказов от компаний недостаточно – нужна господдержка.
"Фундамент должен быть через федеральную целевую программу, о которой я уже говорил, обеспеченную госфинансированием. Это, безусловно, поможет укрепить наши центры компетенции", - сказал Фролов.
Участники предложили создать отдельную целевую программу, которая могла бы сделать арктическое направление стратегическим, в первую очередь, для Минфина. Путин пообещал рассмотреть инициативу. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 21
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 11
Рейтинг поста: