Forbes.ru
Вместо туристов осваивать новые российские земли едут чиновники и представители госкомпаний. Российский бизнес пока приглядывается.
Автомобильная очередь упирается в ворота порта Кавказ. Отсюда три парома перетаскивают на крымский берег легковушки, грузовички, автобусы и фуры — в каждом уменьшается машин сорок. Четвертый паром, приплывший из Греции гигант на 160 машиномест, накануне сделал пару рейсов и сошел с маршрута. Мы простояли в очереди всю ночь, больше 9 часов, и только-только подобрались к шлагбауму на въезде в порт. Водитель с крымскими номерами не теряет оптимизма и кричит кому-то в трубку:
«Конечно приезжайте, чего думать — море теплое, жилье найду дешевое. Паром? Да, пулей пролетите».
Реклама Крыму сейчас не помешает: сезон обещает быть провальным. Каждый год на полуостров приезжало около 6 млн туристов, в этом году в лучшем случае ожидается 2,5-3 млн. При этом, по прогнозам туроператоров, цены на отдых будут расти, а часть пансионатов и частных гостиниц разорится. Крымские власти утверждают, что такой расклад их совершенно не пугает — они заняты переходом под российскую юрисдикцию, загрузкой национализированных здравниц и легализацией теневого бизнеса. Из России ждут инвестиций и входа нового бизнеса. «У нас перезагрузка, — говорит замминистра курортов и туризма Крыма Игорь Котляр. — Процесс займет 2-3 года. Нельзя, если 30 лет все разваливалось, за 3 месяца все решить».
Место под солнцем
В 7 утра на Массандровском пляже Ялты появляются первые отдыхающие. Они невозмутимо проходят мимо рядов шезлонгов (аренда — 200 рублей в день) и расстилают свои коврики прямо на гальке. «Надо место занять. Это у нас многолетняя привычка», — объясняет семья из Днепропетровска. Вставать чуть свет необязательно: в конце мая на пляжах Южного Берега Крыма непривычно свободно. С начала года на полуостров приехало 1,168 млн человек, на 20% меньше, чем в прошлом году, подсчитали в Минкурортов.
Объясняется это просто: 70% отдыхающих приезжало в Крым из Украины, 25% — из России. На самолетах прилетало лишь 10%. Остальные добирались на машинах и поездах — в основном через Украину. Из-за железнодорожной блокады Крыма и боевых действий на Юго-Востоке туристический трафик оказался перекрыт: плохо едут украинцы и белорусы. «Вся надежда на российских туристов, но логистика у нас сильно хромает», — замечает Борис Зелинский, глава Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя.
«Да, надо больше паромов, — устало соглашается министр информации Крыма Дмитрий Полонский. — Мы зажаты этой транспортной составляющей: спрос больше, чем транспортная возможность. Украина за 23 года ничего не вложила в развитие инфраструктуры и портов. Теоретически и Ялта, и Евпатория могут принимать у себя корабли, но что там с дном, когда его чистили, что с причалами?»
Власти Крыма призывают туристов летать.
«Вы же не едете в Турцию на машине? — удивляется Полонский. — Наша задача, чтобы человек из любой точки России мог прилететь в Крым».
Бывший «народный мэр» Севастополя Алексей Чалый разрабатывает проект: каждый российский школьник должен побывать в Крыму и городе-герое Севастополе. Быстрее всех отреагировали в правительстве Рамзана Кадырова — этим летом отдыхать в новый российский регион отправят 8000 школьников из Чечни.
Первой нехватку туристов почувствовала на себе туриндустрия: из 825 крымских здравниц открыли сезон только 232. «Нет достаточного количества туристов, потеряли клиентуру из Украины», — объясняют в Министерстве туризма. Большая надежда была на коллективные путевки — в марте на волне патриотизма «Сахатранснефтегаз», Ленское речное пароходство, структуры «Ростеха» Туламашзавод и Тульский оружейный завод отрапортовали о том, что готовы отправить своих сотрудников отдыхать в Крым. А «Транснефть», «Согаз» и «Уральский никель» даже прислали своих эмиссаров подбирать санатории. Контрактов пока немного, замечают в Министерстве туризма, а крупный — и вовсе один: «Транснефть» присмотрела для своих сотрудников «Ай-Даниль».
Потери несет и частный бизнес. Из 6 млн туристов, приезжавших в Крым, почти 5 млн были дикарями — снимали комнаты или селились в частных гостиницах. В Крыму около 3500–4000 частных гостиниц, мини-отелей и пансионатов, из них почти 2\3 работают в тени — без кассовых аппаратов и уплаты налогов. Крымские власти предлагают частникам приобрести патент и платить налоги. Переживут этот процесс немногие. «Но я даже рад, что так происходит, — уверяет замминистра Котляр. — Весь этот теневой сектор — гостиницы, таксисты, кафе и транспортные компании — паразитировали на наших крымских курортах».
Время рывка
«Раньше [крымский] бизнесмен все понимал: кому платить и сколько. Если у тебя ресторан, то к тебе сначала приходили пожрать на халяву, а при Януковиче бандиты в погонах стали уже залезать прямо в капитал, — размышляет Сергей, крупный крымский ресторатор и девелопер. — Сейчас время неопределенности».
После присоединения Крыма к России местный бизнес оказался в экономической блокаде.
«Кредитные карты не ходят, зарплатные проекты не работают, банкоматов нет, украинские банки перестали работать, а российские только создаются», — с ужасом вспоминает Зелинский.
«Полный разрыв связей по Перекопу, — подтверждает совладелец украинского подразделения сети отелей «Ателики» Андрей Пылов. — Сижу сутками в компьютере и пересылаю деньги — все виснет и начинается эпоха взаимозачетов».
В Крыму высадился десант российских чиновников. Правда, не всем здесь рады. Нового начальника крымского ФСИНа, присланного из Москвы, бойцы местной самообороны развернули и отправили назад, рассказывают несколько источников в Совете министров, хотя во ФСИНе такого случая припомнить не могут. «Это было решение Сергея Аксенова: чтобы не плодить параллельные структуры, он решил максимально ограничить количество представительств федеральных органов власти, — говорит собеседник в Совете министров. — ФСБ, МВД, ФСО — без них не обойтись, но когда наезжают проверяющие — росреестры и россельхознадзоры — и требуют кабинеты и должности, так не годится».
Кабинетами дело не ограничивается. Сразу после присоединения Крыма к России администрация президента, ФСО, ФСБ и Минобороны стали новыми хозяевами бывших украинских здравниц, национализированных Верховным советом Крыма (см. «Дворец Сталина», «Дача Горбачева» и «Артек»: кому достанутся самые ценные объекты в Крыму). Не отстают и российские госкорпорации — подбирают себе участки под представительства и особняки. И уже взлетели цены. «Ликвидность недвижимости выросла в 5-8 раз» — подтверждает крупный ялтинский девелопер.
Вместо туристов осваивать новые российские земли едут чиновники и представители госкомпаний. Российский бизнес пока приглядывается
На всем побережье, от Судака до Фороса, ждут новой волны передела собственности. «Коррупционные вопросы зашкаливали, документы оформлялись криво, строили на свой страх и риск», — вспоминает Зелинский. По его словам, запрет на строительство в рекреационной зоне обходили просто — многие объекты попадали в частные руки под инвестпрограмму: «Покупали за копейки, а инвестпрограмму потом отодвигали — так вместо детского кафе появлялись апартаменты на продажу». Пока же на рынке недвижимости временное затишье: регистрация сделок невозможна, нотариата практически нет — Украина отключила крымских нотариусов от общей электронной базы.
Спасибо, что ушли
McDonald’s у морского вокзала в Ялте смотрит своими немытыми окнами на площадь Ленина: здесь продают российские флаги, собирают «гуманитарку» для юго-востока, на набережной струнный квартет играет российский гимн, срывая аплодисменты туристов в майках «Вежливые люди». В такой обстановке клоун Рональд Макдоналд не смог продавать свои бигмаки и оставил Крым.
«Макдоналдс» американцы убрали сами. И неплохо, что они ушли, — это был источник вони», — заявляет министр Полонский.
Он уверяет, что бизнес из Крыма никто не выгоняет. Единственное требование — работать по законам России.
Именно этого, например, сейчас ждут от украинского олигарха Дмитрия Фирташа. В Крыму у него два актива — «Крымский титан» в Армянске и Крымский содовой завод в Красноперекопске — они до сих пор платят налоги в украинский бюджет и не спешат перерегистрироваться. Фирташ в интервью недавно заявил, что Украина не должна оплачивать долги «Газпрому», пока Россия не вернет Крым.
«Аксенов начал поддавливать Фирташа: типа того, что деньги не должны уходить на офшоры, а он должен превратиться в социально ответственного бизнесмена», — рассказывает собеседник Forbes. С представителями Фирташа встречались российские лоббисты-химики: «Прямым текстом предложили лечь под Россию, но люди Фирташа взяли паузу». Несколько дней спустя, в конце мая, стало известно, что владельцы — группа компаний Group DF — уже не исключают продажи предприятий. «Вопрос продажи активов стоит в списке сегодня наряду с другими», — сказал управляющий директор группы Борис Краснянский.
У крупного российского бизнеса другие проблемы: сохранить активы в Крыму, избежав при этом международных санкций и закрытия бизнеса на Украине.
Красно-белая АЗС на трассе Ялта — Симферополь подозрительно напоминает «Лукойл» —но на заправке нет ни фирменной вывески, ни логотипов.
«Да, это «Лукойл», просто мы сейчас немного меняем бренд», — объясняет оператор. В Крыму у крупнейшей частной нефтяной компании России было 13 заправок и нефтебаза — они принадлежали «дочке» ПИИ «Лукойл-Украина». В апреле, после того как Крым вошел в состав России, «Лукойл» продал активы другой «дочке» — ООО «Юг-Нефтепродукт» (название именно этой компании выбито на чеке). Но когда Украина приняла закон об оккупированных территориях, «Лукойл» решил не рисковать бизнесом и продал свои заправки и нефтебазу местной компании (украинская пресса писала, что владельцами стали структуры Сергея Курченко), а потом взял их в аренду. «Таким образом, мы чисты перед Украиной и сохранили активы», — уверяет собеседник в московском офисе «Лукойла». Но пресс-служба такую схему отрицает: «Лукойл» сохранил все свои активы в Крыму». Речь не только о заправках, но и о частном винзаводе Вагита Алекперова в поселке Ай-Даниль (Даниловка), где выпускают до 40 000 бутылок вина под маркой Sant-Daniel. Ведь именно вино, а не бензин было и остается главной жидкой валютой Крыма.
Павел Седаков обозреватель Forbes Источник: finance.rambler.ru.
Рейтинг публикации:
|