Очевидно, что даже при серьёзном давлении ЕС разрешить газовый конфликт Москвы и Киева будет непросто, и Европа не сможет оперативно снизить риски ограничения поставок из-за проблем с транзитом, пишет «Коммерсантъ». На этом фоне всё более актуальными становятся попытки Еврокомиссии разработать долгосрочную политику по снижению этих рисков. В руки журналистов попал её проект под названием «Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС».
Документ посвящён сокращению зависимости только от одного поставщика — от России, сообщает «Коммерсантъ». Основное внимание уделено поставкам газа, поскольку он занимает 42% в импорте и 27% в потреблении этого топлива в ЕС, при этом шесть восточных стран союза полностью зависят от поставок из России. В средне-долгосрочной перспективе Еврокомиссия рассчитывает на увеличение поставок газа из альтернативных источников, а также на ускоренное развитие интерконнекторов, что позволило бы свободно перемещать газ внутри ЕС. Наиболее действенной мерой в Брюсселе считают выполнение задач по снижению потребления энергии на 20% к 2020 году. Рассматривается также возможность усложнения доступа к стратегической энергетической инфраструктуре для госкомпаний «из ключевых стран-поставщиков».
Однако перечень краткосрочных мер, которые помогли бы ЕС справиться с перебоями в поставках газа уже этой зимой, невелик и сводится к увеличению запасов в хранилищах и созданию на национальном уровне планов экстренного сокращения потребления, пишет «Коммерсантъ». Единственное сравнительно новое предложение — создание стратегического резерва.
Еврокомиссию также беспокоит зависимость от российской нефти, хотя «она пока и не представляет немедленной угрозы», отмечается в документе. В Брюсселе обращают внимание на «повышенную концентрацию власти» в российском нефтяном секторе и на увеличение участия российских компаний в европейской нефтепереработке, что делает отрасль «подверженной политическому влиянию».
Проект новой стратегии ЕС не ограничивается газом. В нём также содержатся требования ввести конкуренцию в поставках ядерного топлива для АЭС. По сути, предлагается учитывать наличие альтернативных поставщиков топлива, так как если АЭС в Европе строит Россия, то зависимость от российского топлива слишком высока. А в сегменте топлива для АЭС Брюссель намерен настаивать на том, чтобы каждая новая станция имела альтернативу поставкам из России.
Основной интригой энергостратегии был вопрос о создании европейского энергетического союза, главным идеологом которого выступает польский премьер Дональд Туск. В документе этому вопросу отведена последняя глава, в которой использованы очень обтекаемые формулировки. На первом этапе предложено создать координационный механизм, в рамках которого страны ЕС обсуждали бы важные шаги в энергетической сфере, в том числе подписание крупных контрактов. Готовясь к заключению соглашений с третьими странами в энергетике, члены ЕС обязаны информировать об этом Еврокомиссию и прислушиваться к её рекомендациям. Конкретных предложений по совместной закупке газа в документе нет.
В целом подготовленный Еврокомиссией план, по мнению авторов материала, не вполне оправдывает своё название, поскольку ключевые мероприятия описаны без деталей и с весьма расплывчатыми сроками. Не сказано, когда и насколько ЕС сможет сократить энергозависимость от России, нет даже примерных оценок, во сколько обойдётся переход на альтернативных поставщиков или на другие виды топлива. Но этот план должен лечь в основу обсуждения на саммите лидеров стран ЕС 26 июня. По данным «Коммерсанта», в Евросоюзе явно нет единого подхода к энергобезопасности. Если документ будет одобрен, его формулировки могут стать ещё более общими.
По мнению директора энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, даже в нынешнем варианте новая стратегия не создаст серьёзных рисков для российских компаний.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 165
Рейтинг поста: