13 мая А.Яценюк решил провести заседание Кабмина Украины в Брюсселе. Поводом стала необходимость подписания соглашения с ЕС относительно новых займов. В частности, речь шла о получении на 15 лет займа в объеме 1 млрд. евро (MFA II) и получении разовой безвозвратной помощи в объеме 355 млн. евро.
Кроме того, во время визита прозвучал ряд посылов как от представителя киевской власти, так и от представителей Еврокомиссии. Яценюк отметил, что выборы 25 мая обязательно состоятся и что любые попытки их срыва будут нейтрализованы. И первый визит, по его мнению, избранный президент должен нанести именно в Брюссель, а первым подписанным им там документом должен стать полноценный договор о зоне свободной торговли с ЕС. Это пожелание Яценюка европейцы демонстративно оставили без комментариев.
В совместном заявлении были положения, которые находятся уже не первый день в повестке дня: непризнание присоединения Крыма и Севастополя к России, важность проведения свободных и справедливых президентских выборов 25 мая «без неоправданного внешнего вмешательства», непризнание референдумов в Донецкой и Луганской областях, подтверждение планов о подписании в обозримом будущем полноценного Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли и т.д.
Что в заявлении привлекло внимание?
Во-первых, наблюдается определенная несогласованность позиций украинского МИД, Яценюка в отношении дорожной карты ОБСЕ, которую вроде бы одобрили все стороны Женевской группы по урегулированию украинского кризиса. Буквально 13 мая Еврокомиссия отметила, что «все стороны полностью поддерживают программу ОБСЕ по деэскалации».
Похоже, что в украинском МИД не знают о таком одобрении. Именно такой вывод можно сделать из заявления мидовского чиновника: «Эта дорожная карта сейчас активно обсуждается. Мы передали свои предложения еще до того, как дорожная карта швейцарского председательствования была предложена всем участникам. Частично предложенное перекликается с тем, что предлагала Украина, но есть определенные моменты в этой дорожной карте, которые нуждаются в определенном уточнении, и мы, по крайней мере, хотели бы их еще обсудить». При этом Е.Перебийнис подчеркнул, что «"дорожная карта" должна учитывать точку зрения всех участников переговоров и, в первую очередь, Украины».
В то же время Яценюк в Брюсселе заявил: «Украинское правительство проводит свою собственную "дорожную карту". Это очень хорошо, что "дорожная карта", предложенная украинским правительством, имеет некоторые сходства с "дорожной картой", предложенной действующим председательством [ОБСЕ]. Но это должен быть процесс, проводимый под руководством Украины и касающийся Украины».
Видимо, «согласованная» ОБСЕ дорожная карта не устраивает киевскую хунту. В каком месте возникла загвоздка? Скорее всего, в отношении пунктов об отказе от насилия и разоружения, поскольку это потребует от Киева свернуть карательные операции на юго-востоке страны и придумать, как разоружить бандитов из «Правого сектора».
Во-вторых, важно, что в общем заявлении немало места было уделено энергетическому вопросу. Похоже, что эта проблема действительно беспокоит Европу. Правда, здесь ЕС солидаризировалась с позицией хунты относительно текущего состояния проблемы в украинско-российских газовых вопросах.
В документе подчеркивается, что ЕС поддерживает Украину в том, что она должна получать газ по экономически обоснованной и понятной («справедливой и прозрачной рыночной») цене, что, правда, не отменяет проведения глубинных реформ в украинском энергетическом секторе. Кроме того, подтверждено, что Украина сможет получать европейский газ через Словакию.
Яценюк, заручившись поддержкой ЕС, заговорил о том, чтобы Россия вернулась к цене на газ февраля 2014 года – 268 долл. за тысячу кубометров. «Мы направили официальное предложение Газпрому, в котором указали, что если Россия продолжит цену, которая была раньше - 268 долларов, Украина за 10 дней срочно погасит газовые долги, но сначала мы должны подписать соглашение», - заявил он. Тем самым Киев и Брюссель продолжают игнорировать новую геополитическую реальность, которая оформилась после воссоединения Крыма и России. Вряд ли это действительно сможет стать надежной основой для трехсторонних газовых переговоров, на которые так надеется Ж.-М. Баррозу.
Но ключевым вопросом переговоров были все же деньги. Основная часть в объеме 1 млрд. евро должна пойти на «поддержание стабилизационных процессов в украинской экономике, в частности платежного баланса».
Однако, по сути, это займ на исполнение тех обязательств, которые Украина взяла перед МВФ (в сфере реформирования управления государственными финансами, борьбы с коррупцией, торговли и налогообложения, энергетического и финансового сектора). Соответственно, и кредит этот будет выделяться в зависимости от того, как Киев будет выполнять взятые на себя обязательства. Если по каким-то причинам правительство окажется не в состоянии выполнить какие-то пункты, то никакого миллиарда она и не увидит. Киеву пора давно усвоить, что «добрых дядей» на Западе нет, а есть очень практичные и расчетливые.
Несколько отличается ситуация с получением 355 млн. евро. Эта невозвращаемая сумма выделена в рамках соглашения «Государственное строительство». Как минимум 10 млн. евро из этой суммы пойдет на поддержание роли «гражданского общества». Видимо, это форма расчета за госпереворот в феврале 2014 года.
В целом деньги должны быть направлены на повышение прозрачности власти, борьбу с коррупцией, повышение способности правительства быстрее реагировать на запросы и потребности граждан. Последнее особо актуально, поскольку события на Юго-Востоке показали, что с этим «быстрым реагированием» у хунты большие проблемы.
Поступление денег по этому соглашению будет зависеть от того, как Киев будет выполнять требования ЕС. Первый транш составит около 250 млн. евро и будет направлен на реформу правоохранительной системы, предупреждение незаконного обогащения, проверку декларации интересов (судя по всему, имеется в виду более жесткий контроль за претендентами на занятие должностей в системе госслужбы), доступ к информации, которая представляет общественный интерес и повышение конкурентоспособности госзакупок.
Кроме того, эти деньги будут направлены на глубокую реформу системы госслужбы, в частности в области разделения административных и политических должностей, деполитизации госслужбы в целом.
Фактически ЕС прямо говорит о том, что теперь деньгами, выделяемыми Украине, будет распоряжаться сам ЕС.
Впрочем, можно не сомневаться, что хунта использует представившуюся возможность «реформы госаппарата» в своих целях, проведя масштабную чистку рядов по идеологическим критериям. И на фоне этой чистки тысячи госслужащих, уволенных после прихода В.Ющенко к власти в 2004 году, покажутся лишь неприятным эпизодом.
Очевидно, что вся нынешняя «финансовая помощь Киеву» – это не более чем затыкание дыр. Причем этих денег впритык хватит разве что на погашение тех текущих долгов, которые есть у Киева перед «Газпромом». Никаких действительно системных реформ на эти деньги проведено не будет – реформы это вообще не конек тех людей, которые захватили сегодня власть в Киеве.
Все они уже не раз были у власти и имели возможность реформировать все, что хотели. Однако их специализация - это воровство как раз таких «грантов», «траншей» и прочей «помощи». Вот тут они себя вполне могут показать.
Между тем сам ЕС явно воспринимает эти деньги как некую форму откупных, чтобы Киев хоть на время оставил Брюссель в покое, перестав все время чего-то требовать. Европа находится в состоянии весьма сложного осмысления новой геополитической реальности. И Киев со своими экономическими проблемами (вызванными в т.ч. политикой Брюсселя) лишь раздражает европейских бюрократов.
Никаких, даже призрачных, надежд на то, что хунта действительно что-то принципиально поменяет на Украине к лучшему, у Брюсселя нет и, наверное, не было. Что говорить, если с каждым разом контроль за выделяемыми траншами становится все более жестким, то это явно не от избытка доверия к нынешнему киевскому режиму.