Российский авторынок переживает непростые времена. Эксперты задаются вопросами, что завтра будет с рублем, как на спросе отразятся санкции? Но бизнес рассуждает иначе: для "Пежо Ситроен" Россия - ключевой рынок с отличными перспективами роста, в губительную силу санкций французы не верят и "звонков счастья " с требованием разорвать контакты с нашей страной не ждут. Об этом в интервью нам рассказал генеральный директор PSA Peugeot Citroën в России, Украине и СНГ Кристоф Бержеран.
Российский авторынок переживает непростые времена. Эксперты задаются вопросами, что завтра будет с рублем, как на спросе отразятся санкции? Но бизнес рассуждает иначе: для Peugeot Citroën российский рынок ключевой, с отличными перспективами роста.
Добрый день, господин Бержеран. Мой первый вопрос касается российского автомобильного рынка. Его состояние считалось одним из лучших в Европе и, возможно, в мире. Во всяком случае в прошлом году эксперты говорили об этом. Но с тех пор ситуация сильно изменилась. Каково ваше мнение относительно российского автомобильного рынка? Как вы считаете: он все еще находится в хорошей форме и все трудности - это временное явление, или все-таки у него серьезные проблемы?
Вы правильно заметили, что российский автомобильный рынок является одним из крупнейших в Европе. Я думаю, что у него есть потенциал к тому, чтобы через 5-7 лет, в 2020-е года, стать крупнейшим автомобильным рынком в Европе. В текущий момент, действительно, ситуация очень сложная: это видно по прошлому и текущему годам.
Думаю, что в текущем году нас также может ждать снижение рынка, как произошло в прошлом году: тогда он снизился на 5% до 2,6 миллиона автомобилей. Я думаю, что такая ситуация имеет временный характер в связи с ослаблением российской экономики. Мы должны пережить этот период и при этом не прекращать инвестиции, для того чтобы обеспечить свое присутствие и развитие на этом рынке, ведь через 5-7 лет он должен стать крупнейшим в Европе.
А как насчет санкций? Конечно, политика - это политика, а экономика - это экономика, но тем не менее, не боитесь ли вы санкций?
Нет, с экономической точки зрения я этих санкций не боюсь. Конечно, они отражаются на состоянии российской экономики и рынка. Но мы являемся международной компанией, которая работает на многих зарубежных рынках, и мы должны продолжать работать, несмотря на политические трудности и сложную геополитическую обстановку.
Надо сказать, что российская экономика начала сбавлять обороты еще до разговоров о санкциях. И для нашей компании основная проблема заключается не в санкциях, а в снижении курса рубля, поскольку именно это влияет на наш импорт автокомпонентов и автомобилей и в результате отражается на стоимости автомобилей и на рынке в целом. Так что ситуация сейчас непростая - хоть с санкциями, хоть без них: основная трудность заключается в состоянии экономики.
Вы упомянули о снижении курса рубля. Кажется, что различные автопроизводители рассчитывают цены и оценивают перспективы рубля по-разному. Кто-то повышает цены на 5%, кто-то на 10%. Можно ли прогнозировать поведение рубля?
Лично мне трудно прогнозировать поведение рубля, потому что, как вы правильно отметили, у каждой компании есть свой личный прогноз относительно динамики курса рубля. Сейчас курс колеблется возле отметки в 49-50 рублей за евро, а три месяца назад евро стоил менее 45 рублей, то есть изменения составляют до 15%. И как компании нам приходится корректировать цены, потому что с экономической точки зрения эти колебания оказывают определенное влияние на бизнес.
Конечно, каждый наш конкурент сейчас вынужден повышать цены, и это оказывает влияние на рынок, на потребителей. Сейчас нам и нашим конкурентам абсолютно ясна необходимость локализации производства в России, увеличения производства компонентов в России. Мы работаем над этим. Это единственное решение для нас, для того чтобы защититься от колебаний валютного курса.
Сейчас примерно 30-40% объемов нашего производства "Пежо 308" и "Ситроен С4" находится в Калуге. Уровень локализации нашего производства составляет примерно 35%. Уровень нашей локализации и объемы производства этих двух моделей говорят о том, что мы зависим от колебаний валютного курса, как и наши конкуренты. На этом фоне нам приходится принимать меры, повышать цены, для того чтобы сохранить устойчивость. Мы также должны увеличивать уровень локализации производства наших автокомпонентов для обеспечения стабильности своего бизнеса в будущем.
У вас есть конкурентные цели по локализации? Какие-то цифры, может быть?
Думаю, что правильной целью на среднесрочную перспективу, через 2-3 года, может быть уровень локализации наших продуктов в 50%. Вообще, это не самый простой процесс, потому что мы работаем с поставщиками и нам приходится постоянно следить за обстановкой и искать подходящие решения для новых моделей.
Конечно, мы понимаем, что должны стремиться к показателям по локализации на уровне в 70-80%: именно такой уровень показывают лучшие компании на этом рынке. Но для нас, как автопроизводителя, и для наших поставщиков это длительный процесс, это долгий путь.
Вы говорите о долгом пути, то есть о долгосрочных планах. Это хорошие новости, потому что есть опасения, что автопроизводители отказываются от долгосрочных планов по работе в России. Каковы долгосрочные планы компании? Я знаю, что у вас есть план по возвращению к прибыльности. Россия в нем все еще играет важную роль или ваша компания сейчас старается сосредоточиться на других источниках роста?
Нет, вы абсолютно правы: Россия является одним из важнейших рынков для нашей компании. Новый руководитель группы PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес в своем плане по развитию компании сделал большое ударение на рынках Латинской Америки и России в качестве приоритетных направлений.
Мы это хорошо понимаем, потому что Россия - это один из перспективных рынков в будущем с потенциалом в 4 миллиона автомобилей в среднесрочной перспективе. Также мы понимаем, что здесь мы можем получать прибыль и продавать автомобили. Кроме того, здесь у нас есть хорошая дилерская сеть для продажи обоих брендов. И мы уверены, что правильные модели и увеличение узнаваемости нашего бренда помогут нашему бизнесу расти, а нашей компании увеличивать рыночную долю и выполнять план господина Тавареса. Мы нацелены на прибыльность и на стабильность бизнеса на этом рынке.
Интересно, что компания собирается сокращать количество моделей. Почему?
Это происходит по двум причинам. Во-первых, когда на каждый бренд приходится 1-2% рынка, то лучше сосредоточиться на основных продуктах. Решение сосредоточиться на разработке и маркетинге нескольких моделей позволяет получить наиболее оптимальные возможности и достичь лучших результатов в области продажи этих моделей.
Во-вторых, наши финансовые возможности не позволяют нам разрабатывать все модели: это требует больших расходов. И мы решили, что мы скорее хотим быть лучшими в одном сегменте, чем середнячком с маленькой рыночной долей в разных сегментах. В будущем это позволит группе разрабатывать несколько моделей для различных регионов на самом высоком уровне.
Это интересно, потому что обычно автопроизводителя увеличивают модельный ряд для расширения бизнеса в различных регионах. А вы считаете, что можете найти потребителя в различных регионах с несколькими моделями. Можете рассказать про регионы, на которые вы ставите?
Концентрация на трех брендах - "Пежо", "Ситроен" и DS - позволит сосредоточиться на потребностях разных потребителей. Например, могут быть стандартные "Пежо" и "Ситроен" с отдельными характеристиками. Бренд DS пользуется большим успехом в Европе и в премиум-сегменте России, что довольно важно для Москвы и Санкт-Петербурга: мы видим тут определенные возможности.
Большое количество моделей у брендов затрудняет разделение брендов и процесс убеждения потребителей в том, что у каждого бренда есть свои характеристики. Это работа, которую нам нужно делать для будущего. Что касается географического развития наших брендов и моделей, то надо сказать, что мы занимаем сильные позиции в Европе, в Китае с точки зрения развития.
Но нам также надо решать определенные проблемы в России, в Латинской Америке. Для этого нам необходимо увеличивать глобальное присутствие - пока это не достигнуто. Господин Таварес настаивал, что необходимо разрабатывать автомобили для всех регионов, начиная с двух-трех регионов в мире. Сегодня это не так. Мы несем определенные расходы, и нам нужно их сокращать.
Насколько я понимаю, ваш план заключается, во-первых, в оптимизации бизнеса, а затем в расширении?
Да, именно так.
Мой следующий вопрос касается Китая. Россия и КНР работают над системой, которая позволит вести торговлю в юанях и рублях, без долларов и евро. Это может помочь китайским автопроизводителям в том, чтобы выйти и развиваться на российском рынке. Это представляет риск для вашей компании? Или вы попытаетесь локализовать производство и избежать этих проблем?
Во-первых, мы привыкли к высокой конкурентоспособности, поскольку мы являемся европейским автопроизводителем, мы - французская компания. Так что мы просто должны продолжать делать свою работу, несмотря на любые угрозы в области конкуренции.
Что касается китайских автопроизводителей, то для них Россия - это рынок с обширными возможностями. У нашей компании крепкие взаимоотношения с китайскими коллегами: с компаниями Dongfeng и Changan. Но у нас есть и своя собственная стратегия, у нас есть общая стратегия для Китая и Азиатского региона.
Но для России у нас отдельные стратегии - стратегия "Пежо-Ситроен", стратегия Dongfeng. Я думаю, что они направлены на разных потребителей. Я считаю, что на российском рынке найдется место для всех, потому что это очень большой рынок с разными возможностями регионального развития. Мне кажется, для Китая региональный рынок является важным.
Для того чтобы как-то подытожить интервью, я должен задать вам один вопрос касательно США, со стороны которых мы видим довольно странные вещи. Например, правительство США призывает компании не ездить на ПМЭФ. Как вы думаете, французское правительство может начать оказывать давление на ваш бизнес в этом контексте?
Я так не думаю. Я считаю, что политика - это политика. Я думаю, что власти Франции заботятся о том, чтобы французские компании продолжали работать. Будучи управляющим французской компании в России, моя единственная цель заключается в развитии компании, в обеспечении ее сильных позиций в России, на Украине, в других странах СНГ. Я не думаю, что французское правительство будет оказывать давление на нас, с тем чтобы мы изменили свою стратегию развития бизнеса в этой части мире.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+