Американские компании ведут конкурентную борьбу друг с другом, используя запрет на поставку российских ракетных двигателей
Власти США попросили свой суд отменить запрет на покупку российских ракетных двигателей РД-180. Выяснилось, что американцы без них обойтись не могут, а на создание альтернативных уйдет не меньше десяти лет. Что интересно, к запрету на поставки РД-180 привел чисто американский конфликт. Одна из местных фирм пыталась воспользоваться санкциями против россиян и занять место конкурентов, которые получали из России оборудование.
Решили воспользоваться
Правительство США и корпорация United Launch Alliance (ULA) в среду обратились в суд по федеральным искам с просьбой отменить временный запрет на закупку российских ракетных двигателей РД-180 для американских носителей Atlas-5.
Как отмечалось в постановлении суда, запрет носит временный характер и может быть отменен, если министерство финансов, министерство торговли и Госдепартамент США подготовят заключение о том, что поставки в США российских РД-180 «не противоречат указу президента» о санкциях.
Теперь по просьбе ULA три правительственных ведомства представили судье документ, в котором отмечается, что использование этих ракетных двигателей в США «в настоящее время ни прямо, ни косвенно не нарушает» санкционное законодательство, передает ИТАР-ТАСС.
Помимо совместного предприятия Boeing и Lockheed Martin, в отмене постановления федерального суда крайне заинтересован и Пентагон, а точнее ВВС США. Ведь по их заказам ULA осуществляет запуски военных спутников, используя в качестве одного из носителей Atlas-5 с российским РД-180.
Как заявлял официальный представитель минобороны США контр-адмирал Джон Кирби, в обозримой перспективе эта программа не пострадает. В Соединенных Штатах есть запас продукции «Энергомаша» на ближайшие два года, и имеются контракты на их поставки из подмосковных Химок еще на пару лет.
Истинной же причиной рассмотрения этого дела в американском суде, по мнению многих наблюдателей, стала совсем не политика, а конкурентная борьба между коммерческими структурами в самих США. Частная калифорнийская компания SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) решила использовать выгодную для себя политическую конъюнктуру, чтобы разрушить монополию на запуски военных спутников, которой до сих пор владела ULA. И для этого подала иск против корпорации, созданной Boeing и Lockheed Martin, а также федерального правительства в лице Военно-воздушных сил.
Сейчас эксклюзивный многолетний контракт ВВС на запуск разведывательных спутников на сумму в миллиарды долларов подписан с ULA. Однако желая получить свой кусок пирога в виде правительственных заказов, SpaceX, имеющая собственную ракету Falcon-9, подала судебный иск против конкурентов, утверждая, что они нарушают режим общеамериканских санкций, направленных против России из-за ситуации с Украиной.
В результате суд неделю назад удовлетворил требование SpaceX, запретив ULA закупать двигатели у российского производителя НПО «Энергомаш». При этом на уже подписанные контракты запрет не распространялся.
Между тем эксперты в области космической промышленности с самого начала предсказывали, что временное постановление суда по федеральным искам, скорее всего, будет отменено.
Без них не обойтись
Как рассказал газете ВЗГЛЯД редактор межотраслевого журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко, закупка американцами отечественных двигателей РД-180 имеет длительную историю.
Так, с самого начала, когда в США только принимали решение об использовании ракеты-носителя Atlas-5 с двигателем РД-180, они не могли брать готовый элемент полностью российского производства, не нарушив своего законодательства.
Поэтому было заключено соглашение об организации совместного предприятия. И формально те же двигатели РД-180, хотя и производятся на российском НПО «Энергомаш», поставляются в США не напрямую, а через посредников.
Говоря о ситуации с санкциями и запретом суда на поставки РД-180, эксперт отметил, что американцы все равно не смогут без них обойтись и будут вынуждены идти на какие-то компромиссы, искать лазейки в решении о санкциях и в собственном законодательстве, как они уже делали прежде.
Крейденко отметил, что работы по замене российского двигателя – крайне долгое, сложное и затратное дело. И создать нечто подобное американцы точно не смогут, по крайней мере, в течение ближайших десяти лет.
«Если менять двигатель, то нужно будет переделывать и всю ракету целиком, – пояснил эксперт. – Такое сложное изделие, как ракета-носитель, состоит из многих элементов, и если заменить один, поменяется техническое задание на производство всего проекта. Речь пойдет о создании нового средства выведения. А это повлечет за собой и изменение наземной инфраструктуры, стартовых комплексов для ракет-носителей и т.д. Пойти на это сейчас они не могут».
Комментируя «внутренний конфликт» между несколькими фирмами, борющимися за заказы властей США в космической сфере, редактор «Вестник ГЛОНАСС» отметил, что какими бы политическими или корпоративными моментами не объяснялось решение суда запретить поставки двигателей РД-180, в более или менее близкой перспективе американцам все равно без российской продукции не обойтись.
А компания SpaceX, которой приписывают то, что под шумок она решила занять на американском рынке место своих конкурентов, занимается ракетами Falcon 9, которые не способны выполнять те же задачи, что и Atlas 5 c российским элементом.
Atlas 5 выводит объекты на более энергозатратные орбиты и кроме коммерческих запусков очень востребована для обслуживания министерства обороны и других официальных ведомств США. SpaceX – коммерческий проект, нацеленный на других потребителей. И, по мнению эксперта, им пришлось бы пройти очень много разных стадий, чтобы убедить правительство и Сенат США в том, что нужно отказаться от старых проверенных средств и перейти на новые.
Предыстория спора
Ранее и в Пентагоне заявляли, что из-за украинского кризиса может быть пересмотрен вопрос об использовании американцами российских двигателей РД-180 для ракет-носителей Atlas. Однако позднее президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота заявил, что Россия, несмотря на решение аэрокосмического агентства НАСА приостановить большую часть контактов с Москвой, продолжит поставлять США эти элементы.
Комментируя прозвучавшие в прессе сообщения о стремлении США наладить лицензионное производство ракетных двигателей РД-180 на собственной территории, Виталий Лопота отмечал, что это практически нереально.
«Это будет слишком дорого, кроме того, быстро производство на территории США не наладить», – заявлял он.
Лопота также добавлял, что американцы попытаются создать собственные мощные двигатели, но по заданным характеристикам они будут значительно уступать российским.
Созданием ракетного двигателя РД-180 занимается российское научно-производственное объединение «Энергомаш». В США эти двигатели адаптируются для установки на тяжелые ракеты-носители Atlas-5 российско-американским совместным предприятием «РД-Амрос». Текущий контракт на поставки в США двигателей РД-180 заключен до конца 2018 года.
Контракт предполагает поставки в США 36 ракетных двигателей РД-180.
Ранее замглавы ВВС США Эрик Фэннинг признавался, что США стремятся защитить себя от сбоев в поставках этого двигателя, в том числе с помощью организации производства РД-180 на своей территории. Но пока из этого ничего не вышло.
Фэннинг также подтверждал, что у США имеется запас приобретенных у России РД-180, позволяющий производить пуски ракет Atlas до 2016 года.
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, отказ США сотрудничать с Россией в сфере космоса может ударить в первую очередь по ним самим. Такую точку зрения, в частности, высказывал представитель американского космического агентства при Центре управления полетами (ЦУП) в подмосковном Королеве Александр Коптев и другие специалисты.
При этом многие наблюдатели отмечали, что помимо двигателей РД-180 сотрудничество Роскосмоса с НАСА касается в основном только МКС.
В настоящее время доставка на МКС международных экипажей, в том числе американских астронавтов, осуществляется только российскими кораблями «Союз», и соответствующий контракт рассчитан до конца 2017 года. Американцы платят за доставку своих людей и грузов с помощью российского космического транспорта огромные деньги и давно хотят уменьшить подобную «зависимость», но пока что альтернативы подобной схеме нет.
Текст: Иван Чернов
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Нууу , сказав А , скажите и Б.
Что будет со специалистами и предприятиями которые работают на выпуск этих двигунов ?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 165
Рейтинг поста: