Малый и средний бизнес может получить дополнительно 1 трлн руб., если стимулировать его участие в закупках госкомпаний, рассчитали в Минэкономразвития. Для Газпрома, РЖД, "Россетей" и "Автодора" разработают специальные партнерские программы. Они, в частности, будут предполагать выплату авансов малым поставщикам в размере 30%. Монополии от этой перспективы не в восторге, признают чиновники.
Сейчас малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают только 10% заказов госкомпаний и инфраструктурных монополий, к концу 2014г. их доля должна возрасти до 15%, а еще через год составить четверть всех закупок, следует из уточненной версии "дорожной карты" расширения доступа МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием (копия есть в распоряжении РБК).
Еще хуже дела обстоят с прямыми закупками – там на МСП приходится только 2% заказов. В планах Минэкономразвития – к концу года довести долю малого и среднего бизнеса до 5%, в 2015г. – до 10%, говорится в документе. "Дорожная карта" за подписью замминистра Евгения Елина направлена на согласование в правительство, сообщил представитель министерства.
В мае прошлого года правительство утвердило первый вариант "дорожной карты", согласно которому доля МСП в закупках госкомпаний к 2015г. должна была вырасти до 18%, к 2018г. – до 25%. Для прямых закупок показатели также были более скромными: в 2015г. предполагалось достичь показателя в 6% от общего объема, в 2018г. – 10%.
В декабре премьер Дмитрий Медведев обязал компании с госучастием свыше 50% до конца года провести заседания советов директоров для обсуждения нововведений. Госпредставители в советах директоров должны были проголосовать за проекты, предусматривающие увеличение компаниями доли закупок в электронном виде (в 2014г. – не менее 40% в общем объеме закупок, в 2015г. – не менее 45%).
Новая версия "дорожной карты" предписывает Газпрому, РЖД, "Россетям" и ГК "Автодор" разработать партнерские программы с малыми и средними предприятиями, предусматривающие прозрачные критерии аккредитации МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Определить требования к таким программам к июню поручено Минэкономразвития, ФАС, Минтрансу и Минэнерго. Пилотные проекты должны стартовать уже в июле. Среди рекомендаций госкорпорациям – выплата МСП не менее 30% аванса от заказа.
Система закупок госкомпаний ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на дочерние компании заказчиков, отмечают разработчики "дорожной карты". Кроме того, пробиться к заказам госкомпаний малому и среднему бизнесу мешает "отсутствие у заказчиков простой и прозрачной системы закупок". Речь идет о внутренней коррупции, которая существует в крупных госкомпаниях, говорит вице-президент "ОПОРА России" Владислав Корочкин.
Правительство должно было регламентировать особенности участия МСП в закупках госкомпаний, их годовой объем и порядок расчета работ еще в прошлом году. Но из-за согласительных процедур и сопротивления Росатома, Газпрома и РЖД принятие этого постановления пока откладывается на июнь-июль этого года, рассказал РБК замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу "карты" Сергей Ветохин.
"Мы не просто не препятствуем, а напротив, делаем все, чтобы расширить возможности доступа малого и среднего бизнеса к нашим закупкам", – не согласен представитель РЖД. По его словам, компания разработала проект положения о закупках, он учитывает требования утвержденной в прошлом году "дорожной карты". Этим компаниям будет предоставляться ряд преференций, касающихся сроков заключения договоров после подведения итогов конкурса и сроков оплаты работ. Представитель Газпрома от комментариев отказался, в Росатоме получить комментарий не удалось.
Сейчас малый и средний бизнес либо активно закрывается, либо уходит в сопредельные государства с более благоприятными финансовыми и налоговыми условиями, говорит член генсовета "Деловой России" Сергей Фахретдинов. "Возможно, таким образом удастся хотя бы частично исправить это положение", – предполагает он.
Увеличение доли МСП в закупках в разы за такой короткий срок вряд ли возможно, сомневается глава профильной рабочей группы Национальной ассоциации института закупок Сергей Дашков. По его словам, крупные госкорпорации не заинтересованы в кратном увеличении числа контрактов. Кроме того, отсутствие заказчиков из МСП может быть обусловлено "объективным характером бизнеса".
Достичь поставленных показателей реально, говорит представитель Минэкономразвития. "В соответствии с 94-ФЗ о федеральной контрактной системе, заказчики были обязаны размещать только у субъектов малого предпринимательства не менее 10% заказов. При этом необходимо учитывать, что указанный контрольный показатель "дорожной карты" включает также закупки у субъектов среднего предпринимательства", – отмечает он.
Алиса Штыкина
Источник: top.rbc.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 176
Рейтинг поста:
--------------------