Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" представляет информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата организаций оптовой торговли в I квартале 2014 г. Анализ состояния делового климата оптовых организаций России позволяет констатировать дальнейшее охлаждение деловой конъюнктуры в отрасли и, как следствие, ухудшение основных результатов финансово-экономической деятельности.
Приведенные данные базируются на результатах опросов около 3 тыс. руководителей торговых организаций, проводимых в ежеквартальном режиме Федеральной службой государственной статистики.
Эскалация негативных макроэффектов предопределила вектор движения основного результирующего индикатора исследования - индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) - в диапазон одних из самых низких значений за последние 4 года проведения обследований. Так, по итогам I квартала 2014 г. ИПУ зафиксировался на отметке +4%, тогда как еще в аналогичном периоде 2013 г. его значение составляло +7%.
Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли
Следует отметить, что значения ИПУ, рассчитанные для оптовых организаций, стратифицированных по видам реализуемой продукции, позволяют более подробно проследить сущность сформировавшейся динамики не только в секторе, но и на различных потребительских рынках.
В целом отмечаемое изменение индексов, характеризующих состояние делового климата фирм, занятых в различных видах торговой деятельности, свидетельствует о последовательной трансформации рыночной матрицы в связи с продолжающимся уменьшением востребованности товаров со стороны домашних хозяйств.
В анализируемом квартале по ряду таких оптовых организаций впервые с 2009 г. ИПУ характеризовались отрицательными значениями. В частности, в оптовых фирмах, реализующих бытовые электротовары, радио- и телеаппаратуру, а также бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары, значения индексов составили -3 и -1% соответственно.
В то же время замедление темпов экономического роста относительно 2013 г. отмечалось в организациях, поставляющих парфюмерные и косметические товары (ИПУ снизился с +5 до +4%), а также фармацевтические и медицинские товары (с +10 до +4%).
Одновременно с вышеуказанными результатами необходимо отметить, что в первые месяцы 2014 г. стагнационный режим развития был характерен и для фирм, реализующих производственную и техническую продукцию. При этом важно акцентировать, что по сравнению с предшествующим кварталом заметное замедление бизнес-активности произошло в организациях, поставляющих автотранспортные средства (ИПУ снизился с +8 до +3%) и автомобильные детали, узлы и принадлежности (с +4 до +1%), спрос на которые также продиктован с учетом конечных потребительских интересов.
На фоне вышеуказанных организаций относительная стабильность, прежде всего с точки зрения интенсивности деловой активности, сохраняется в оптовых фирмах, поставляющих продовольствие: ИПУ зафиксировался на отметке +7%, что соответствует значению предшествующего квартала.
Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли
Главным негативным драйвером наблюдаемых изменений в отрасли является дальнейшая деинтенсификация торгового процесса в фирмах, ориентированных на сферу потребления населения, что наряду со стагнирующим спросом на производственно–техническую продукцию в дополнительной мере усугубляет впечатление относительно сложившейся деловой активности.
Учитывая невыразительные ожидания предпринимателей относительно краткосрочных перспектив изменения портфеля заказов, по итогам I полугодия можно рассчитывать лишь на точечные положительные коррективы, обусловленные традиционной весенне-летней активизацией торгового процесса в части краткосрочно обостряющегося сезонного спроса по актуальным товарным социальным позициям.
Принимая во внимание развитие ситуации в части основных количественных и качественных показателей российской экономики и потребительского сегмента, в частности задающих траекторию движения и совокупность факторов, их обуславливающих, рассчитывать на кардинальный перелом тенденций в последующие отчетные кварталы не следует.
Перекрестный анализ результатов обследования свидетельствует, что в I квартале 2014 г. большинство основных показателей, отражающих интенсивность оптовых продаж, вновь продемонстрировали негативную динамику. Зафиксированная тенденция сопряжена с продолжающимся сокращением портфеля заказов по всем группам реализуемых товаров. В частности, в анализируемом периоде доля предпринимателей, указавших на недостаточный платежеспособный спрос со стороны клиентов, возросла и составила 62% (для сравнения: в I квартале 2013 г. она составляла 57%).
Динамика оценок изменения портфеля заказов
и лимитирующего фактора – "недостаточный платежеспособный спрос". Естественной реакцией на ухудшение спросовой ситуации в оптовой торговле стало дальнейшее снижение объемов продаж в натуральном выражении и товарооборота.
К важному сигналу, свидетельствующему о разбалансированности устоявшихся процессов в организациях, следует отнести ситуацию, характеризующую ассортиментную политику. Анализируемый период отличился непривычным для оптовиков сжатием ассортиментной матрицы. Как показывает ретроспективная динамика показателя, подобная тенденция наблюдалась в периодах дестабилизации, когда приходилось использовать широкий спектр механизмов для оптимизации.
В I квартале т. г. балансовое значение опустилось до +7%, хотя в предшествующем квартале составляло +11%. Настораживают и сниженные ожидания предпринимателей относительно дальнейших планов по насыщению товарного предложения, что косвенно еще раз свидетельствует о глубине проблем, продиктованных изменениями на различных потребительских рынках.
Происходящие процессы спровоцировали усиление темпов сокращения центрального показателя деятельности оптовиков - прибыли. Практически 40% руководителей в анализируемом квартале констатировали ее снижение.
Отрицательная динамика вышеуказанных показателей в разрезе товарных групп полностью соответствовала общей тенденции развития оптовой торговли: в большинстве видов реализуемой продукции также отмечалось снижение прибыли. Однако наиболее важным моментом, отражающим специфику формирования делового климата в отрасли, стало ценообразование.
Согласно результатам обследования начавшийся в 2013 г. инфляционный разгон в I квартале 2014 г. продолжился с новой силой. Факт повышения цен на оптовые поставки констатировали уже 65% руководителей против 60% по итогам 2013 г. Следует отметить, что история конъюнктурных наблюдений фиксировала подобный ценовой накал в секторе лишь в течение 2007-2008 гг.
Одной из значимых составляющих, сформировавшей ценовые настроения предпринимателей, в первую очередь следует считать диктат ценовой политики со стороны основных поставщиков-партнеров. Практически 70% оптовиков сообщили, что по итогам первых месяцев года им пришлось приобретать товары и продукцию по новым прайс-листам с увеличенными ценами. Анализ оценок предпочтений в их выборе поставщиков показал, что большинство в 2014 г. предпочли закупать товары в основном у предприятий-изготовителей продукции, а также в других оптовых фирмах. Так, организации приобретали у оптово-посреднических фирм более половины (55%) от общего объема покупок, у предприятий-производителей – 45%.
Динамика оценок изменения цен покупки и реализации в организациях оптовой торговли
Наибольший интерес представляет динамика оптовых цен в разрезе типов поставляемой номенклатуры. Так, относительно 2013 г. прирост цен отмечался в оптовых структурах, ориентированных на реализацию товаров для населения и производственно-технических организаций. Заметное увеличение ценовой динамики произошло в организациях с предложением импортных товаров, а также с низкой ценовой эластичностью спроса (продовольствие, медикаменты, косметика и т. д.).
В частности, это касается фирм, занимающихся продовольствием (о росте цен в начале года сообщили 70% респондентов), парфюмерией и косметикой (58%), фармацевтическими и медицинскими товарами (54%), а также всем спектром электротоваров (48%). Учитывая ценовые планы предпринимателей, во II квартале ожидается следующий этап роста цен.
Возросла оптовая цена реализации и на товары, предназначенные для производственных нужд. Так, особенно отличились организации по поставкам химических продуктов (наращивание цены реализации фиксировали 52% респондентов), а также леса и строительных материалов (44%).
Таким образом, усиливающееся давление макроэкономических показателей на национальную валюту, общеэкономическая сезонная тенденция ускорения инфляции, а также ряд других специфичных для оптовой торговли изменений явились вескими факторами, обусловившими высокую ценовую базу по различным товарным группам.
Директора Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович считает:
"I квартал 2014 г. стал очередным наиболее сложным периодом, в котором пришлось работать оптовикам за последние несколько лет. Как ни печально это звучит, но на фоне неопределенной степени транспарентности относительно текущих и будущих событийных сценариев геополитического и социо-экономического характера, наблюдаемое ослабление динамики делового климата в секторе резонирует в ключе сегодняшнего дня. Тем не менее вся сложность ситуации в том, что в контексте текущего момента полученный по итогам I квартала ИПУ, несмотря на сохраняющиеся положительные темпы роста, достиг критического диапазона".
Последующая негативная коррекция индекса даже на 1 п. п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным в казалось бы "забытом" 2009 г. И этот "один шаг" вполне возможен уже 2014 г., прежде всего в силу следующих внешних и, как следствие, нарастающих внутриорганизационных негативных особенностей конъюнктурного момента:
- резкой волатильности на финансовых рынках;
- ослабления национальной валюты;
- начавшегося инфляционного ралли;
- стагнирования российских предприятий реального сектора экономики;
- снижающихся реальных располагаемых доходов конечных потребителей оптовой торговли – населения;
- распространяющегося сжатия спроса в оптовых фирмах на товары социального назначения;
- повсеместного сужения ассортимента в оптовых фирмах;
- ослабленной текущей и ожидаемой динамики рекрутинговых процессов;
- наконец, сниженных деловых настроений респондентов и нарастания тревожных ожиданий в связи с неопределенностью на товарных рынках.
При этом больше всего настораживает тот момент, что зафиксированные тенденции приходятся именно на начало года, ведь, как показывает практика конъюнктурных обследований, предприниматели в этом периоде обычно полны планов и оптимизма относительно весенне-летней активации рынков. Приведенный набор фактов свидетельствует, что оптовики, импровизируя "здесь и сейчас", активно готовятся к худшим дням.
В связи с этим настораживает непредсказуемость конъюнктурных моментов, которые достаточно быстро меняют контуры стратегической бизнес-модели сегмента, а следовательно, затрудняют прогнозирование даже на краткосрочную перспективу.
Как и упоминалось ранее, основной акцент предпринимателей в последующие периоды 2014 г. будет сосредоточен на многоаспектных компенсационных мерах, содействующих сохранению существующих позиций. Так, поквартально меняющийся профиль ценообразования, обусловленный симптоматикой деловой среды, - прямое свидетельство начала затяжного инфляционного заболевания, вирус которого незамедлительно продолжит распространяться уже в ближайшее время. В частности, большинство оптовиков четко обозначили позицию дальнейшего увеличения цен на поставки и во II квартале.
Вместе с тем, полностью обвинять предпринимателей в выбранной модели реабилитации бизнеса не следует. Подобная стратегия вызвана объективной ответной реакцией на многоаспектность ценообразующих факторов, одними из которых являются вступившие в силу в 2014 г. новые акцизы на топливо, сигареты и алкогольную продукцию, рост цен у производителей товаров, а также увеличение цен на импортные товары, доля которых на потребительском рынке составляет более 40%.
По всей вероятности, в ближайшее время (с лагом до 3-х месяцев) с корректировкой на динамику обменного курса рост оптовых цен продолжится и будет колебаться в диапазоне 10-15%.
В целом, учитывая сложившуюся экономическую конъюнктуру в данном сегменте, на фоне ослабления динамики внутреннего спроса, а также непредсказуемости монетарной политики, последует дальнейшее ужесточение недобросовестной конкуренции на товарных рынках, что не позволяет надеяться на скорый и качественный разворот тренда. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|